Т-4

Сухой Т-4 (Сотка)


Галерея Т-4

Разработчик ОКБ Сухого
Первый полет 1972
Единиц произведено 4

 

Сухой Т-4 (изделие 100, Сотка) — сверхзвуковой ударно-разведывательный ракетоносец, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1960-хх.

 

История Т-4


В 1960-хх годах технологический уровень авиации достиг новых рубежей и военные как в США, так и в СССР рассматривали возможность создания новейших совершенных самолетов. В то время доминировала идеология скорость + ракета — самолеты становились все быстрее, а бой должен был вестись ракетами — маневренность и другое вооружение не казались важными. В конце концов, эта идея дошла и до бомбардировщиков. Существовала идея создания сверхскоростного, сверхвысотного дальнего бомбардировщика, способного в боевых условиях применять ракеты, в том числе с ядерными боеприпасами. В США воплощением этой идеи стал XB-70 Valkyrie, созданный для ВВС компанией North American.

В СССР эта идея так же привела к формированию нового самолета. Первоочередной задачей перспективной машины были разведка, поиск и уничтожение морских целей противника, в первую очередь, авианосцев, крейсеров и тяжелых транспортов.

Из-за новизны проекта и большого количества новых технологий рассматривалось сотни компоновок, среди которых были как очень консервативные (которые не отвечали требованиям), так и весьма экзотические (которые даже сейчас кажутся весьма экзотическими).

В 1963 в ОКБ Сухого был закончен предварительный эскизный проект, в котором самолет выполнялся по схеме «утка». Силовая установка состояла из четырех турбореактивных двигателей. На самолете предполагалось установить тонкое стреловидное крыло треугольной формы (именно поэтому Т-4 имеет индекс Т — треугольное крыло).

В конкурсе ВВС участвовали КБ Сухого, Туполева и Яковлева. После рассмотрения проектов в 1963 году победителем стал Сухой. Самолет был принят к разработке.

В 1971 г. была завершена постройка первого опытного самолета 101. Уже тогда статические испытания проходил прототип 100С, но он не должен был летать. 20 апреля 1972 г. прототип 101 был принят экипажем на летные испытания. В ходе испытаний 101 выполнено восемь рулежек. Первый полет экспериментального самолета 101 состоялся 22 августа 1972 г.

Сборка экспериментального самолета 102 была закончена в 1973 года. В 1974 году был почти готов прототип Т-4 103, а вскоре к ним должны были присоединиться прототипы 104, 105 и 106.

Инженерная идиллия продлилась недолго. Вскоре, идея сверхвысотного и сверхскоростного ракетоносца начала терять актуальность. Проект Т-4 был заморожен и, в итоге, закрыт. Первый экспериментальный прототип Т-4 — борт 101 был отправлен в музей (до сих пор хранится в Монино), второй экспонировался в ангаре МАИ, а потом и вовсе был разрезан. Прототип 103 так и не родился. Собственно, провал концепции был глобален — американский XB-70 постигла аналогичная участь.

Видеозаписи испытательных полетов самолетов Сухой Т-4


 

Конструкция Т-4


Сухой Т-4 составлен из нескольких основных агрегатов: фюзеляж, гондолы двигателей, крыло, переднее горизонтальное оперение, киль, основные и передняя опоры шасси.

Шасси трехопорной схемы с носовым колесом. Такое шасси обеспечивает эксплуатацию самолетов с аэродромов 1-го класса с бетонированным покрытием.

На самолете применена пакетная схема силовой установки с черырьмя опытными двигателями РД36-41. Каждый воздухозаборник питает воздухом два двигателя и позволяет эффективно работать на скорости до 3 махов.

Аппаратура радиоэлектронного комплекса разделена функционально на четыре самостоятельных системы:

  • систему управления ракетами класса «воздух — поверхность»;
  • систему разведывательного оборудования;
  • систему радиосвязного оборудования;
  • систему обороны самолета, включающую в себя средства индивидуальной и групповой защиты.

Т-4 интересен тем, что после взлёта и подъёма носового обтекателя в рабочее положение (для сверхзвукового полета) экипаж не имел возможности видеть окружающее пространство вообще, так как, в отличие от Ту-144, носовой обтекатель остекления не имел. Связано это было с тем, что на крейсерской скорости в 3000 км/ч остекление кабины просто расплавилось бы от нагрева. Полёт производился только по приборам, также имелся перископ. По этой же причине планер самолёта был сделан с использованием титановых сплавов.

Схема самолета Сухой Т-4


 

Характеристики самолетов Сухой Т-4
Тип сверхзвуковой ударно-разведывательный ракетоносец
Силовая установка четыре ТРД  РД36-41 тягой по 16 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 4 тонны (2 ракеты Х-45)
Практический потолок 25 000 м
Дальность полета 7 000 км
Максимальная взлетная масса 135 т
Максимальная скорость 3200 км/ч
Размах крыла 22 м
Длина 44 м
Высота 11,2 м

 

НОВОСТИ