Як-141



Яковлев Як-141


Галерея Як-141

Разработчик ОКБ Яковлева
Первый полет 1997
Единиц произведено 4

 

Як-141 (по классификации НАТО: Freestyle) — советский многоцелевой палубный истребитель вертикального взлета и посадки, разработанный в ОКБ Яковлева в 1980-хх годах. Было изготовлено несколько прототипов, прошедших испытания в том числе на кораблях. Серийно не выпускался.

 

История Як-141


После Второй Мировой войны США и СССР очень по-разному относились к концепции применения авианосцев. Для США на Тихом океане авианосцы стали главным оружием победы над Японией и после войны именно авианосцы считались ядром флота. В СССР же к этим кораблям относились скептически. Военная доктрина была преимущественно оборонительной и флот должен был действовать недалеко от своих берегов. Для защиты кораблей с воздуха предполагалось применять морскую авиацию с наземных аэродромов.

Однако, с появлением атомных авианосцев и, что еще важнее, стратегических подводных лодок, оснащенных ядерным оружием стало ясно, что для защиты страны флот должен уходить дальше. Начали появляться корабельные вертолеты Ка-10, Ка-15, Ка-25 для борьбы с подводными лодками (их наследники, современные Ка-27 и  Ка-29).

Так же, в мире набирала обороты гонка за создание самолетов вертикального взлета и посадки. Это было очень кстати, так как для работы палубных самолетов классической схемы требовались огромные авианосцы, создание которых для страны было слишком накладно. Пока в США и Великобритании рождался знаменитый Harrier, в СССР создавался его конкурент — Як-36. В 1972 году Як-36М приземлился на палубу ПКР Москва. Дойдя до серийного производства и модернизировавшись, Як-36 перерос в знаменитый советский Як-38. Но не смотря на свои уникальные характеристики, самолет все же был недостаточно эффективен.

Работы над новой машиной начались еще до выхода Як-38 на морские испытания. Новый самолет должен был иметь эффективную РЛС, летать быстрее скорости звука и иметь большой радиус действия. Официально, проект был развернут в 1974 году.

Изначально планировалось оснастить самолет единым, мощным двигателем, однако, со временем стало ясно, что в такой компоновке вертикальный полет будет крайне сложным. Было решено перейти к комбинированной силовой установке. Проект получил название Як-41.

К 1980 году компоновка была заморожена. Было решено начать сборку прототипов. Предполагалось собрать 4 машины: 1 для статических испытаний, 1 для прочностных и 2 для летных. Прототипы были готовы к испытаниям в 1984 году. К этому времени начали появляться новые проблемы: продолжались задержки в создании специального двигателя для Як-41, а министерство обороны расширило требования желая, что бы самолет был многоцелевым и нес более широкую номенклатуру вооружений — это привело к появлению модификации Як-41М.


 

Наконец, в 1987 году Як-41 впервые взлетел. 2 года спустя взлетел второй прототип. Летные испытания подтверждали высокие летные характеристики и превосходство над истребителями Harrier, будущий серийный Як-141 должен был стать лучшим в своем классе. В 1991 году прототипы отправились на морские испытания. 26 сентября была совершена первая посадка ТАКР «Адмирал Горшков». Но снова возникли проблемы: во время посадки после испытательного полета, один из прототипов слишком быстро снижался и ударился о палубу — летчик катапультировался, но самолет сгорел.

Потеря самолета была роковым ударом для всей программы. СССР развалился, военные потеряли интерес к самолетам с вертикальным взлетом и посадкой, направив ресурсы на МиГ-29К и Су-33, финансирование практически прекратилось. ОКБ Яковлева осталось с единственным летным прототипом и замороженной программой. Яковлевцы провели демонстацию самолета на авиасалоне Фарнборо надеясь на иностранных заказчиков, но они не нашлись. В 1992 году проект был закрыт.

Видео краткое описание истребителя с вертикальным взлетом и посадкой Як-141

 

Конструкция Як-141


Як-141 — свободнонесущий высокоплан. Доля композитов в планере достигает 26%. Фюзеляж имеет прямоугольное сечение. Крыло трапециевидное, стреловидное, выполнено для обеспечения возможности сверхзвукового полета и ведение маневренного боя. Шасси трехопорное.

Силовая установка представлена одним подъемно-маршевым двигателем Р79В-300 и двух РД-41. Главный двигатель имеет поворотное сопло, позволяющее отклонять вектор тяги на 95 градусов. Двигатель так же подключен к струйным рулям в концах консолей крыла и нужных для маневрирования на малых скоростях. Два подъемных двигателя расположены за кабиной пилота. Они так же имеют возможность изменения вектора тяги на 12,5 градусов.

Самолет вооружён пушкой ГШ-30-1. Дополнительное вооружение может быть установлено на 4 подкрыльевых пилонах. Принятая на Як-141 номенклатура вооружения соответствует его назначению как многоцелевого самолёта. Поэтому вооружение включает управляемые ракеты «воздух—воздух» малой и средней дальности для борьбы с другими воздушными целями; ракеты «воздух—поверхность»,противокорабельные и противорадиолокационные ракеты для поражения наземных объектов, кораблей, РЛС и средств связи противника; а также блоки НАР, пушечные контейнеры и свободнопадающие бомбы, что позволяет самолёту выполнять роли штурмовика и бомбардировщика.

Модификации

  • Як-41(изделие 48) — проект сверхзвукового палубного истребителя ВВП, работы по которому начались в 1973 году.
  • Як-41УТ(изделие 48У) — учебно-тренировочный вариант Як-41 с удлинённым фюзеляжем и тандемным расположением сидений лётчиков.
  • Як-41М/Як-141(изделие 48М) — проект многоцелевого СВВП как корабельного, так и сухопутного базирования на основе наработок по СВВП Як-41. Из-за отставания по срокам разработки самолёт в 1988 году получил новое обозначение Як-141. Было построено 4 экземпляра Як-141, в том числе один предсерийный. Серийное производство Як-141 не состоялось из-за прекращения финансирования в 1992 году.
  • Як-43(изделие 201) — самолёт укороченного взлёта и посадки (СУВП), «сухопутная» версия Як-41 с увеличенной площадью крыла и двигателем НК-32 с поворотным соплом.
  • Проект самолёта нового поколения(известен как Як-201) — проект самолёта 5-го поколения на основе СВВП Як-141, спроектированный ОКБ Яковлева по собственной инициативе и на собственные средства в середине 1990-х. Выполнен по схеме «утка» с использованием технологий снижения заметности. Силовая установка должна была включать новый ПМД с максимальной тягой в 17 500 кгс и механическим приводом на подъёмный вентилятор. Самолёт должен был обладать подъёмной массой в 21 500 кг (включая 6000 кг топлива) и боевой нагрузкой до 4200 кг. Боевой радиус нового СВВП должен был составить 2400 км при боевой нагрузке 1 тонна и 900 км при боевой нагрузке 2 тонны. Планировалось применение новых оружейных систем и авионики. Участвовал в конкурсе по программе ЛФИ (создание лёгкого фронтового истребителя для ВВС России), но не был принят заказчиком.

Схема самолета Як-141


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Як-141
Тип Многоцелевой палубный истребитель
Силовая установка 1 ТРДДФ Р79В-300 по 15,5 тс каждый и 2 ТРД РД-41 тягой по 4,1 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 2,6 тонн (при взлете с разбегом 120 м) и 1 тонна (при вертикальном)
Практический потолок 15 000 м
Дальность полета 2 100 км
Максимальная взлетная масса 19,5 т
Максимальная скорость 1800 км/ч
Размах крыла 10,1 м
Длина 18,3 м
Высота 5 м

НОВОСТИ