Ту-16

Ту-16


Галерея Ту-16

Разработчик ОКБ Туполева
Первый полет 1952
Единиц произведено 1509 (1953-1963)

 

Ту-16 (по классификации НАТО: Badger) — советский тяжелый реактивный многоцелевой самолет, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1950-хх годов. Массово выпускался в множестве модификаций. Выпускается до сих пор в КНР под обозначением Xian H-6.

 

История Ту-16


После окончания Второй Мировой войны главными дальними бомбардировщиками США и СССР были самолеты Boeing B-29 Stratofortress и Туполев Ту-4. Однако, не смотря на свою прогрессивность они были слишком тихоходными. Война в Корее показала, что малая скорость и высота полета не позволяли бомбардировщикам эффективно наносить авиаудары, более того, самолеты становились легкой добычей первый реактивных истребителей. Было ясно — поршневые двигатели уступили место реактивным.

Уже в конце 1940-хх ОКБ Туполева активно занималось разработками в области реактивных самолетов. Эти наработки оказались очень кстати, когда вооруженные силы СССР представили требования к будущей машине: многоцелевой бомбардировщик (в том числе и для патрулирования морей), с дальностью в 3000 километров, околозвуковой скоростью. Кроме того, в 1949 году у СССР появилось ядерное оружие и сразу возникла потребность в самолете, способном доставить атомные бомбы до потенциальных целей.

В ОКБ Туполева быстро провели работу по консолидации наработок в единый проект, отвечающий требованиям военных. Именно программа «88» стала будущим Ту-16, эскизный проект которого был утвержден в 1951 году.

Работа над проектом велась невероятными темпами. Уже в 1953 году самолет был принят на вооружение и тогда же серийные машины стали включаться в состав ВВС. Производство так же впечатляло — Ту-16 выпускался параллельно на трех заводах: Казанском авиазаводе (выпустили 800 единиц), Куйбышевском авиазаводе (543 единицы) и на Воронежском авиазаводе (166 единиц).

Самолет был представлен публике в 1954 году, когда на параде 1 мая над Красной площадью пролетела девятка Ту-16. Это был первый массовый советский тяжелый самолет, первый носитель ядерного оружия и крайне удачная машина. Бомбардировщик прослужил 50 лет в составе ВВС СССР и был снят с вооружения уже в России в начале 1990-хх. Китай же до сих пор выпускает его модернизированную версию по полученной десятилетия назад лицензии.

Документальный фильм о дальнем бомбардировщике Ту-16

 

Конструкция Ту-16


Туполев Ту-16 — моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом и двумя двигателями Микулина АМ-3. После 1958 года двигатели были заменены на РД-3М. Двигатели расположены в гондолах, утопленных центроплан самолета. Фюзеляж круглого сечения, составленный из 6 отсеков. Конструкция самолета выполнена преимущественно из алюминия.

Ту-16 управлялся экипажем из 6 человек. Система управления бустерная с механической проводкой. Гидросистема двойная, с дублирующими друг друга основными системами. Шасси трехопорное с носовой стойкой. Для сокращения дистанции пробега после посадки применяется парашют.

Вооружение

  • Пушечное:Система ПВ-23 — 7×23-мм пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). Ту-16-К-10 — 6 пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением).
  • Бомбовая нагрузка:8,9 тонн в отсеке оружия (возможность нести ФАБ-9000 или атомную бомбу).

Ракетное вооружение:

В морском варианте, ракетоносец выполнял полеты с двумя ракетами КСР-5, и одной ракетой К-10С под фюзеляжем. Боевая нагрузка в таком варианте составляла 12,4 тонн.

Модификации

Всего было построено 40 серий 11-ти основных модификаций. В дальнейшем строевые самолёты неоднократно дорабатывались и переоборудовались. Насчитывалось более 50 модификаций самолёта среди которых бомбардировщики, разведчики, патрульные самолеты, топливозаправщики и так далее.

Необходимо отметить, что строевые самолёты по нескольку раз за время эксплуатации переделывались в различные варианты и точный подсчёт всех модификаций, вероятно, уже невозможен.

Эксплуатация и боевое применение

На протяжении десятилетий Ту-16 был основным дальним бомбардировщиком и разведчиком на вооружении советской армии. Именно они были основными самолетами, выполнявшими патрулирование воздушного пространства и сопровождения авиационных и корабельных групп США. Почти все советские авиационные боеприпасы испытывались на Ту-16, в том числе, ядерное оружие (он участвовал в испытательных сбросах нескольких десятков атомных бомб).

В военных действиях самолет начал участвовать с 1967 года. Однако, это самолеты не советских ВВС. В 1967 году израильские ВВС атаковали авиабазы Египта, уничтожив 30 самолетов, еще несколько были сбиты при атаке самого Израиля. Далее Ту-16 ограниченно участвовал в арабо-израильской войне 1973 года, где показали себя весьма эффективными ударными самолетами.

Ирано-Иракская война так же не обошлась без Ту-16. Самолеты были на вооружении ВВС Ирака и наносили удары по объектам иранцев.

В Афганской войне бомбардировщики применялись не часто (крупных целей не было), и атаковали лишь иногда скопления и базы моджахедов.

Ту-16 находился на вооружении ВВС СССР, Египта, Индонезии, Китая и Ирака.

На 2016 год на вооружении находится только модификация, выпускаемая под индексом H-6 в Китае. ВВС КНР имеют на вооружении 120 самолетов, ВМФ — 40 самолетов.

По неофициальным данным, за период эксплуатации в вооружённых силах СССР в результате лётных происшествий было потеряно 145 самолётов Ту-16, в результате чего погибло 709 человек.

Схема самолета Ту-16



Характеристики самолетов Ту-16
Тип Дальний многоцелевой самолет
Силовая установка 1 ТРД РД-3М тягой по 10,6 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 8,9 тонн
Практический потолок 12 800 м
Дальность полета 5 925 км
Максимальная взлетная масса 79 т
Максимальная скорость 1050 км/ч
Размах крыла 33,0 м
Длина 34,8 м
Высота 10,4 м

 

НОВОСТИ