Мясищев 3М


Галерея 3М

Разработчик ОКБ Мясищева
Первый полет  1956
Единиц произведено  90

 

Мясищев 3М (по классификации НАТО: Bison-B) — советский тяжелый реактивный стратегический бомбардировщик, разработанный в ОКБ Мясищева в начале 1950-хх годов.

 

История 3М


В конце 1940-хх годов у ВВС СССР возникла острая необходимость в создании нового стратегического бомбардировщика, способного на высокой скорости доставить ядерное оружие на расстояние до 12 000 километров. В начале 1950-хх этим проектом занялось ОКБ Мясищева и его итогом стал бомбардировщик М-4.

Первый полет прототип М-4 совершил 20 января 1953 года. Самолет получился очень перспективным и полным невероятных на то время новшеств. Однако, за инновации и короткие сроки разработки пришлось платить — М-4 оказался весьма сырой машиной, работа на которой была сложной и опасной.

Уже в 1954 году был инициирован новый проект 36 иди 3М по радикальной модернизации базового М-4. Ставка была сделана на новый мощный и экономичный двигатель ВД-7, улучшенную аэродинамику и дозаправку в воздухе. По идее, такой самолет мог в полной мере ответить требованиям сил дальней авиации.

Был применен опыт, полученный при создании М-4. 3М получил обновленное, более легкое крыло, новые системы. Аэродинамика самолета так же была доведена почти до совершенства (аэродинамическое качество в 18,5 единиц было побито только бомбардировщиками B-1B и Ту-160 десятилетия спустя). Изменилась компоновка самолета, а применение нового оборудования позволило уменьшить экипаж на 1 человека.

Эскизный проект был защищен уже в 1954 году. В 1955 был готов первый опытный образец. ВД-7 в то время еще не был полностью испытан, поэтому на самолет поставили 2 ВД-7 и, на всякий случай, два уже себя зарекомендовавших АМ-3. В 1956 году самолет впервые взлетел. К концу года к испытаниям  приступил второй опытный образец.

В 1958 году начались государственные сертификационные испытания. В конструкцию было внесено множество корректировок, имелись некоторые дефекты, однако, 3М по всех характеристикам превосходил прародителя, был намного надежнее проще в управлении. Серийный выпуск начался в 1956 году.

 

Конструкция 3М


Мясичев 3М — четырехдвигательный реактивный стратегический бомбардировщик. Крыло цельнометаллическое, стреловидное, имело так называемую «чистую» конструкцию — без гондол для шасси и двигателей на крыле. Шасси вилосипедного типа — две основные опоры шасси размещались одна за другой под фюзеляжем. Четыре реактивных двигателя были утоплены в центроплан.

Самолет внешне очень похож на базовый М-4, но имеет множество мелких отличий: изменены аэрдинамические элементы, внутренняя компоновка, оборудование. Главным отличием 3М являются новые турбореактивные двигатели ВД-7.

Модификации

  • — базовый самолет серии. Первоначальное название М-6.
  • M-29. проект пассажирского самолёта М-29 на 200—250 мест (реализован не был).
  • 3МР— дальний морской разведчик.
  • 3МС— вариант бомбардировщика 3М с двигателями РД-3М-500А. Из-за малого ресурса двигателей ВД-7 было решено вернуться к тем же двигателям, которые устанавливались на М-4.
  • 3МН— модификация 3М с двигателями ВД-7Б. Тяга двигателей была меньше, чем на 3М, но большая экономичность увеличила дальность самолета.
  • 3МД — новый бомбардировщик 3МД с двигателями ВД-7Б. На этой модификации 3М установили более совершенное оборудование, улучшили аэродинамику самолёта.
  • 3МЕ— высотный бомбардировщик с двигателями ВД-7П (РД-7П).
  • ВМ-Т(3М-Т) — транспортная модификация самолёта
  • 3МС-2,3МН-2 —  топливозаправщики. Они пришли на смену М-4-2 в связи с международными договорами о сокращении численности стратегических бомбардировщиков.
  • 3М-5— носитель ракет КСР-5.

Видео компиляция о стратегическом бомбардировщике Мясищев 3М

 

Эксплуатация 3М


Первые самолеты прибыли на авиабазу Энгельс уже в 1957 году. В 1960 начали отрабатываться дозаправки 3М в воздухе. С 1961 году 3М участвовали в ряде учений с применением ядерного оружия. В 1962 году именно 3М были главным ядерным кулаком СССР и в разгар Карибского кризиса все самолеты находились в режиме максимальной готовности: экипажи все время находились рядом с заправленными и оснащенными ядерным оружием бомбардировщиками — к счастью, выполнять свою главную задачу им тогда не пришлось.

В дальнейшем, часть самолетов 3М была переоборудована в самолеты-заправщики, долгое время являвшимися одними из лучших в мире. 3М в этой роли были замещены новыми заправщиками Ил-78 (на базе Ил-76) лишь в конце 1980-хх.

Всего было выпущено 90 бомбардировщиков Мясищев 3М разных модификаций.

Схема самолета Мясищев 3М



Характеристики самолетов Мясищев 3М (модификация 3МД)
Тип Стратегический бомбардировщик
Силовая установка 4 ТРД ВД-7Б тягой по 9,5 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 18 тонн
Практический потолок 12 150 м
Дальность полета 11 850 км
Максимальная взлетная масса 193 т
Максимальная скорость 930 км/ч
Размах крыла 53,14 м
Длина 49,2 м
Высота 11,5 м

НОВОСТИ