М-50



Мясищев М-50


Галерея М-50

Разработчик ОКБ Мясищева
Первый полет  1959
Единиц произведено  2

 

Мясищев М-50 (по классификации НАТО: Bounder) — советский тяжелый сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, разработанный в ОКБ Мясищева в 1950-хх годах.

 

История М-50


В конце 1940-хх годов у ВВС СССР возникла острая необходимость в создании нового стратегического бомбардировщика, способного на высокой скорости доставить ядерное оружие на расстояние до 12 000 километров. В начале 1950-хх этим проектом занялось ОКБ Мясищева и его итогом стал бомбардировщик М-4.

М-4 и его наследник — М-50 были весьма прогрессивными машинами, но в ОКБ Мясищева пошли дальше. Возникла идея создания сверхзвукового стратегического бомбардировщика (и это в начале 50-хх, когда сверхзвук был доступен только некоторым самолетам, а к летчикам, летавшим на такой скорости относились, как к героям).

М-50 должен был на крейсерской скорости в 1500-1600 км/ч доставить 5-тонную атомную бомбу на расстояние в 13000 километров. Отрабатывались десятки вариантов компоновки. Было крайне сложно сочетать огромную дальность самолета с не менее огромным расходом топлива при сверхзвуковом полете.

В 1955 году был представлен эскизный проект самолета. В 1956 был изготовлен макет, который не был одобрен макетной комиссией минобороны СССР. Начались корректировки конструкции и политические игры между министерством авиационной промышленности и военными. В конце концов, в конце года макет был согласован. Однако, оставалась проблема — под М-50 предлагалось много двигателей и ни один из них не отвечал требованиям Мясищева. Работы по проекту и его силовой установке были завершены лишь к 1959 году, когда был создан и оборудован первый прототип М-50А. Самолет начал испытания на аэродроме и, наконец, 27 октября 1959 года М-50А оторвался от Земли.

Однако, проблемы не закончились. Пока главный для М-50 двигатели конструкции Зубца не были готовы, на самолет поставили ВД-7 (от бомбардировщика 3М). И не смотря на наличие форсажа, самолет так и не смог преодолеть звуковой барьер.

В конце концов, терпение чиновников лопнуло — проект М-50 был закрыт. Затянувшаяся работа, недостижение требуемых характеристик, а так же доминирование идеи, что все стратегические задачи могут решать баллистические ракеты сделали свое дело. Прототип М-50 участвовал в воздушном параде в Тушино 9 июля 1961 года. Это был его последний полет. Второй прототип — модификация М-52 так полетать и не успел и, вскоре, был разрезан.

Документальный фильм Устремленный в будущее (Тайны забытых побед) о самолете Мясищев М-50

 

Конструкция М-50


М-50 — четырехдвигательный сверхзвуковой бомбардировщик. Крыло треугольной формы. Четыре двигателя: два ВД-7Б и ВД-7М распологались на пилонах под крылом и на законцовках крыла. Шасси самолета является наследием других мясищевских бомбардировщиков — велосипедная схема с расположенными опорами одна за другой.

Бомбардировщик должен был управляться всего двумя членами экипажа (на более простом Ту-16 их было шестеро). М-50 имел наивысшую в то время степень автоматизации и, одним из первых, получил пилотажно-навигационный косплекс с множеством сложного оборудования. Для улучшения управляемости, самолет получил цельноповоротное хвостовое оперение.

Схема самолета Мясищев М-50



Характеристики самолетов Мясищев М-50
Тип Стратегический бомбардировщик
Силовая установка 2 ТРДФ ВД-7М (тягой 16 тс) и 2 ТРД ВД-7Б (тягой 9,4 тс)
Максимальная боевая нагрузка 20 тонн
Практический потолок 16 500 м
Дальность полета 7 400 км
Максимальная взлетная масса 200 т
Максимальная скорость 1950 км/ч
Размах крыла 35,10 м
Длина 57,48 м
Высота 8,25 м

 

НОВОСТИ