B-36



Convair B-36 Peacemaker


Галерея B-36

Разработчик Convair
Первый полет 1946
Единиц произведено (1948-1954) 384

 

Convair B-36 Peacemaker (Миротворец) — американский стратегический бомбардировщик, разработанный фирмой Convair в середине 1940-хх годов. Первый в истории межконтинентальный стратегический бомбардировщик.

 

История B-36


Эволюция американских стратегических бомбардировщиков началась в 1941 году после вступления США во Вторую мировую войну. В то время существовала реальная угроза падения Великобритании под натиском немецкой армии и тогда США лишились бы базы для нанесения авиударов по объектам противника. Единственным решением этой возможной угрозы было создание бомбардировщика способного доставлять бомбы до целей в Европе непосредственно с американского континента, а это не менее 9000 километров полета.

Стратегическое командование ВВС в 1941 году разослало первичное техническое задание: будущий бомбардировщик должен был летать с крейсерской скоростью 443 км/ч, на высоте 7600 метров и дальностью до 16000 километров. С учетом того, что для США главным театром боевых действий был Тихий океан, у ВВС так же были требования к бомбардировщику: самолет должен был иметь возможность атаковать территорию Японии с американских баз на Гавайях.

Уже в 1943 году, пытаясь перегнать немецкий проект стратегического бомбардировщика, ВВС США заказали 100 самолетов B-36 еще до завершения сборки прототипов. Первый B-36 взлетел в августе 1946 года.

В то время события развивались уже очень быстро. Появилась первая американская атомная бомба, началась холодная война, а в конце десятилетия ядерное оружие появилось и у СССР. Япония и Германия больше не представляли боевого интереса, теперь B-36 должен был иметь возможность доставить атомную бомбу к целям в Советском Союзе. Все самолеты были модифицированы под эту задачу.

Создавшая бомбардировщик B-36 фирма Convair позиционировала свой самолет, как чудо техники и супердальний самолет. Действительно, в течение десятилетия, именно B-36 был главным ядерным кулаком США: другие самолеты не могли выполнить поставленную задачу — слишком тяжелая водородная бомба и слишком большая дистанция, а межконтинентальные баллистические ракеты в то время были в зачаточном состоянии и не гарантировали поражения целей.

Тем не менее, уже с начала эксплуатации стало ясно, что поршневой B-36 прослужит недолго. Будущее было за еще сырыми, но крайне перспективными реактивными самолетами. Поршневые двигатели были тяжелее, сложнее в эксплуатации и не позволяли развивать высокую скорость. В конце концов, к концу 1950-хх годов самолет уступил место бомбардировщику B-52 Stratofortress, действующему в ВВС США до сих пор.

 

Конструкция B-36


B-36 изначально создавался, как самолет огромных размеров. Он был намного крупнее главного бомбардировщика того времени — B-29. Рекорд размеров этого самолета был побит только в 1965 году советским Ан-22 Антей.

Крыло самолета кажется огромным даже в сравнении с современными самолетами и размахом больше, чем, к примеру, C-5 Galaxy. Крыло имело такие размеры для обеспечения как вместимости большого количества топлива, так и создания подъемной силы для высотных полетов. Крыло было настолько толстым (до 2,3 метров), что экипаж имел возможность двигаться внутри него и иметь доступ к двигателям.

B-36 был оснащен уникальной силовой установкой из шести 28-цилиндровых поршневых двигателей Pratt & Whitney R-4360. Особенностью конструкции является то, что двигатели были не тянущими (с винатми перед крылом), а толкающими — с винтами за крылом. Эти двигатели имели мощность в 3800 л.с. каждый. Двигатели вращали трехлопастные винты даметров в 5,8 метров. Подобное расположение двигателей толкающей схемы уменьшало турбулентность при столкновении воздушного потока с крылом, а так же улучшало охлаждение, что для машин такого размера было очень важно.

Каждый B-36 имел экипаж из 15 человек. Две кабины экипажа в носу и хвосте были герметичными и соединялись тоннелем, проходящим мимо бомбового отсека через фюзеляж. В тоннеле для перемещения была специальная колесная тележка. В задней кабине были расположены двухъярусные кровати, столовая и хвостовая турель.

B-36 имел классическую трехопорную схему шасси, но размеры самолета распространялись и на стойки. Основные опоры шасси были одноколесными, но каждое колесо имело диаметр почти 2,8 метра и 91 см в ширину. В каждой шине было резины достаточно для 60 обычных автомобильных шин. Давление в шинах было такое высокое, что для эксплуатации самолета в США подходило всего несколько аэродромов с доведенным почти до совершенства качеством взлетных полос.

Документальные кадры полетов стратегических бомбардировщиков  B-36 Peacemaker

 

Модификации

  • XB-36 — прототип. Отличалась от последующих самолётов конструкцией шасси и кабины экипажа, вооружения не имел. В 1946 году была изготовлена одна машина.
  • YB-36 — второй прототип, имел бортовую РЛС и новую кабину. В 1947 г. была изготовлена одна машина.
  • B-36B — первая серийная партия с полным составом вооружения. Установлены двигатели R-4360-41.
  • NB-36H (X-6) — самолёт с ядерной силовой установкой
  • XC-99(1947) — экспериментальный военно-транспортный самолёт, построен 1 экземпляр.
  • YB-60(1952) — экспериментальный реактивный бомбардировщик, участвовал в конкурсе на перспективный бомбардировщик, но проиграл B-52 Stratofortress
  • DB-36H — самолёт-носитель крылатой ракеты GAM-63 RASCAL. В них было переоборудовано четыре серийных B-36H.
  • B-36D — установлено четыре дополнительных ТРДJ47-GE-19. В 1949 г. построено 22 машины, в 1954 г. модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили название B-36D-III.
  • B-36F — установлены двигатели R-4360-53, новая бомбардировочная РЛС K-3A и кормовая прицельная РЛС AN/APG32. В 1950 г. изготовлено 34 самолёта, в 1954 г. модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили название B-36F-III.
  • B-36H — установлена прицельная бомбардировочная система. В 1951 г. изготовлено 83 машины, в 1954 модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили названиеB-36H-III.
  • B-36J — модификация с дополнительными топливными баками и усиленным шасси. В 1953 г. изготовлено 19 самолётов в 1954 г. все машины модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили обозначение B-36J-III.
  • B-36J-III — самолёты, изготовленные в соответствии со спецификацией III, в 1954 г. выпущено 14 машин.
  • RB-36D — стратегический разведчик. Вместо бомбовых отсеков располагалось разведывательное оборудование и дополнительные топливные баки.
  • RB-36E
  • RB-36F
  • RB-36H

 

Эксплуатация B-36


В период с 1948 по 1954 год было изготовлено 384 бомбардировщика B-36 разных модификаций.

B-36 никогда не участвовал в реальных боевых действиях, однако широко использовался как разведывательный самолёт (модификация RB-36). Его огромные размеры позволяли размещать в нём фотокамеры высокого разрешения, а большая высота полёта делала его недосягаемым для зенитной артиллерии и истребителей тех лет. Существует неподтвержденная информация, что в 1950-х годах B-36 совершил несколько разведывательных полётов над территорией Китая и СССР.

B-36 использовался также в ряде экспериментов. Специально переоборудованный самолёт NB-36H в рамках программы по созданию самолета с ядерной силовой установкой совершал полёты с работающим реактором на борту. Целью этих полётов было изучение влияния радиации на экипаж и системы самолёта. Однако работы по созданию самолётов с ядерным источником энергии не получили продолжения.

Интересные факты

22 мая 1957 года бомбардировщик B-36 перевозил водородную бомбу с авиабазы «Биггс» на базу «Киртлэнд» в Нью-Мехико. При подлёте к конечной точке маршрута бомба выпала из самолета. Боеприпас упал в семи километрах от контрольно-диспетчерского пункта авиабазы Киртлэнд и всего в 500 метрах от склада ядерного оружия Сандия. При падении сдетонировало обычное взрывчатое вещество бомбы, которое в нормальных условиях инициирует детонацию плутониевого ядра, однако ядерного взрыва не произошло.

Двигательная система B-36 (6 винтовых и 4 реактивных двигателя) имела прозвище «Шесть крутятся, четыре горят». Из-за частых пожаров и общей ненадежности с подачи экипажей эта формула была переделана в «Два крутятся, два горят, два дымят, два прикалываются, а еще два куда-то делись»

Схема B-36



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ B-36 Peacemaker
Тип Стратегический бомбардировщик
Силовая установка 6 поршневых двигателей P&W R-4360-53 по 3800 л.с. и 4 ТРДД GE J47 тягой по 2,3 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 39 тонн
Практический потолок 15 000 м
Дальность полета 16 000 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 190 т
Максимальная скорость 685 км/ч
Размах крыла 70,1 м
Длина 49,4 м
Высота 14,25 м