B-47

Boeing B-47 Stratojet


Галерея B-47

Разработчик Boeing
Первый полет 1947
Единиц произведено (1949-1957) 2041

 

Boeing B-47 Stratojet — американский стратегический бомбардировщик, разработанный фирмой Boeing  в 1940-хх годах.

 

История B-47


Уже в начале 1940-хх ученые и инженеры по всему миру ясно видели огромные перспективы реактивных двигателей. В США работы по созданию первых подобных двигателей начали фирмы Allis-Chalmers, Westinghouse и General Electric. Они объединились в консорциум — так называемый «Комитет Дюранда» для того, что бы ускорить исследования и разработки. Однако, первые две фирмы работали, преимущественно, с флотом, GE-же сконцентрировалось на взаимодействии с ВВС.

В 1941 году представители ВВС США впервые познакомились с первым британским реактивным самолетом Gloster G.40 и были очень впечатлены. Им удалось получить техническую документацию от Лондона и передать своим разработчикам.

В 1944 году ВВС решили, что технологический уровень двигателей достиг уровня, когда можно создавать эффективный самолет. Они опубликовали требования: реактивный бомбардировщик/разведчик, летающий на расстояние в 5670 км на скорости 891 км/ч и высоте до 13716 м.

За проект взялась фирма Boeing, которая имела огромный опыт в создании крупных военных самолетов и уже несколько лет работала с реактивными двигателями (были созданы испытательные модели B-29 с реактивными силовыми установками вместо поршневых). Именно на основе этих наработок был инициирован проект, получивший наименование XB-47. Помимо этого проекта, естественно, ВВС заключили аналогичные контракты на разработку с North American, Convair и Martin.

1945 год был для инженеров США (как и СССР) годом кладоискательства. Германия потерпела поражение в войне: ее территория, заводы, исследовательские центры, оборудование и технологии оказались в руках победителей. Находки оказались настолько впечатляющими, что после их анализа Boeing остановила работы над XB-47 — он оказался морально устаревшим уже на чертежной доске.

Самолет подвергся множеству изменений, главным из которых, было полное перепроектирование крыла. Используя немецкие расчеты и материалы, американцы создали для самолета стреловидное крыло, которое на высоких скоростях было намного эффективнее. Двигатели были подвешены под крылом. В октябре 1945 Boeing представил свой обновленный проект и получил одобрение военных.

Первый XB-47 был изготовлен в 1947 году и получил имя Stratojet. Первый полет самолет осуществи в конце 1947 года. Самолет весьма впечатлял характеристиками, но, все же, не достигал требуемых показателей. Второй прототип, доработанный и оснащенный более мощными двигателями взлетел в 1948 году.

Тогда, наконец, B-47 Stratojet был принят на вооружение. Производство было развернуто на заводе Boeing в Канзасе. Самолеты ранних серий были сложны в пилотировании и часто попадали в аварии, но к 1954 году «детские болезни» были излечены и тогда B-47 уже стали считать самым надежным реактивным самолетом в США. Самолет в ВВС имел весьма сложную репутацию: от восхищения до ненависти и боязни.

С началом войны в Корее заказы на B-47 значительно возросли. Для выпуска была реанимирована кооперация Boeing-Lockheed-Douglas. Когда-то на заводах этих фирм параллельно выпускались легендарные бомбардировщики B-17. Теперь же сразу 3 завода занялись изготовлением нового самолета.

Всего был изготовлен 2041 бомбардировщик B-47, что делает его одним из самых массовых военных самолетов в истории. Стратоджеты активно применялись ВВС США и несколько разведовательных версий этих самолетов были сбиты во время полетов над территорией СССР.

 

Конструкция B-47


B-47 Stratojet — шестидвигательный стратегический бомбардировщик. Самолет представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж цельнометаллический. В носовой части герметичная кабина экипажа из трех человек. Члены экипажа сидят под единым фонарем тандемом — один за другим. В центральной части фюзеляжа расположен отапливаемый бомбоотсек. В хвостовой части установлен оборонительный комплекс из турели с двумя пушками M24A1 калибром 20 мм.

Крыло имеет стреловидность 36 градусов. Конструкция крыла весьма гибкая — законцовки могли колебаться с амплитудой до 4,5 метров. Под крылом на пилонах подвешены двигатели J47. На 2 пилонах висят по 1 двигатели и 2 двух (ближе к фюзеляжу) установлены по два.

Из-за небольшой мощности двигателей, и ограниченной подъемной силы крыла на малых скоростях B-47 обладал очень большой дистанцией разбега — 2 километра, что ограничивало количество доступных аэродромов. Для решения этой проблемы, на самолет устанавливали ракетные ускорители тягой в 14,6 тс. Взлет на ракетах был весьма эффектным — взлетающий таким образом бомбардировщик был, в то время, звездой всех авиашоу.

Шасси самолета имеет велосипедную конструкцию. Носовая стойка между кабиной и бомбоотсеком и хвостовая стойка за бомбоотсеком. Еще две вспомогательные стойки располагаются на гондолах двигателей.

Эпизод из фильма «Strategic Air Command»: дозаправка бомбардировщика B-47 с самолета KC-97G

 

Модификации

Кроме чисто бомбардировочных вариантов В-47, имелись его модификации другого назначения.

  • ЕВ-47Е — самолеты переданные ВМС во временное пользование. На него подвешивали разнообразные контейнеры с аппаратурой.
  • EB-47L — 36 В-47Е были оборудованы средствами спецсвязи для работы в условиях ядерной войны.
  • ERB-47H — обозначение самолетов радиоразведки, созданных на базе RB-47H.
  • ЕТВ-47Е — учебные самолеты.
  • KB-47G — В начале 1953 года на В-47В испытывалось оборудование для дозаправки в воздухе по схеме «шланг-конус». Один был заправщиком, другой — заправляемым самолетом.
  • QB-47E — самолеты, переоборудованные в беспилотные, радиоуправляемые машины для испытания ракет ПВО в качестве мишени.
  • RB-47B — разведывательная модификация. В бомбоотсеке размещались 8 фотоаппаратов.
  • RB-47E — усовершенствованный фоторазведчик, выпущенный в количестве 255 экземпляров.
  • RB-47H — Самолет радиоразведки. В бомбоотсеке разместили анализаторы сигналов РЛС и передатчики помех. RB-47H часто нарушали воздушную границу СССР.
  • ТВ-47В — Тренировочный самолет для обучения летчиков и штурманов.
  • WB-47B — Самолет был разработан по просьбе Конгресса США после мощного урагана 1954 года, нанесшего большой урон нескольким штатам. Использовался для проникновения в центры ураганов и тайфунов.
  • WB-47E — Разведчик погоды для ВВС. Некоторые из 34 WB-47E использовались для забора проб воздуха из облаков ядерных взрывов.

 

Интересные факты

В 1949 году США вышли на серийное производство водородных бомб. Мощность этих зарядов была настолько велика, что, по расчетам, бомбардировщик не успеет уйти от взрыва на безопасное расстояние и тоже будет уничтожен.

Для решения этой проблемы было решено создать беспилотную версию B-47. Пилоты должны были выйти на границу СССР и катапультироваться, а самолет должен был достигнуть цели под управлением автоматики. Однако, оборудование для такой машины было слишком сложным и не было доведено до эксплуатации. Проблему решили намного проще и дешевле — установили тормозной парашют на бомбу, что давало самолету дополнительное время на покидание опасной зоны.

B-47 стал очень знаменит в США благодаря «американскому Чкалову». Во время одного из стандартных учебных полетов капитан Джон Леппо решил совершить поступок, о котором давно мечтал. Авантюрист опустился на минимальную высоту над озером Мичиган, а потом пролетел над мостом Маккинак. В этот момент 60-тонный самолет был в паре десятков метров от пролета моста сверху и водой снизу.

Пилот был отдан под трибунал. Прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы, но за штурвал боевого самолета он больше никогда не садился. Однако, информация о полете попала в СМИ и Джон Леппо стал знаменит на всю страну.

Схема B-47



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ B-47 Stratojet
Тип Стратегический бомбардировщик
Силовая установка 6 ТРДД J47-GE-25 тягой по 2,7 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 11,3  т
Практический потолок 12 344 м
Дальность полета 8 038 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 104,3 т
Максимальная скорость 978 км/ч
Размах крыла 35,36 м
Длина 32,64 м
Высота 8,53 м

НОВОСТИ