F-5

Northrop F-5 Freedom Fighter


Галерея F-5

Разработчик Northrop
Первый полет 1959
Единиц произведено 2423

 

Northrop F-5 Freedom fighter — американский легкий истребитель, разработанный фирмой Northrop в 1950-хх годах.

 

История F-5


История проекта F-5 началась в конце 1940-хх годов, когда авиационный дизайнер Эдгар Шмюд вместе со своей командой разработчиков пришел в компанию Northrop. Стоит отметить, что Шмюд был на тот момент уже легендарным инженером ставшим, за время работы в North American Aviation отцом таких истребителей, как P-51 Mustang и F-86 Sabre. Новая команда сделала вызов тогдашним авиационным трендам — истребители становились все крупнее, тяжелее, сложнее и дороже. Они же хотели создать простой, легкий, но по-прежнему эффективный истребитель. Шмюд так же собирался создать самолет с большим модернизационным потенциалом (в то время гонка вооружений в авиации была невероятна — новейшие боевые самолеты, зачастую, устаревали за несколько лет).

Решением для реализации такой амбициозной задачи должны были стать как новые материалы и методики разработки, так и новейший турбореактивный двигатель General Electric J85. Этот двигатель был компактным и имел потрясающее отношение тяги к массе 7,5 (в то время двигатель J79 от истребителя F-4 Phantom едва достигал коэффициента 4,7). Еще одним жестким требованием к новой машине было внутреннее расположение двигателей для обеспечения максимального аэродинамического качества.

Экономический фактор для F-5 был одним из ключевых. Именно при продвижении этого истребителя впервые был применен термин «стоимость жизненного цикла». Это было очень важно так как в то время итак недешевые истребители и требовали еще и огромных расходов при обслуживании. В 1986 было подсчитано, что F-5 за время службы обходился вчетверо дешевле основных строевых самолетов (и впятеро дешевле новых на то время F-16). Итогом развития идеологии легкого истребителя Northrop стал тренировочный самолет T-38 и легкий истребитель F-5.

Не смотря на простоту, истребитель долгое время поддерживал высокие летные характеристики и вполне мог сравниваться с легкими истребителями 4 поколения.

Непосредственная работа над проектом была развернута в 1950-хх годах в стенах фирмы Northrop. Изначально, проект под шифром N-156 разрабатывался для ВМФ США — морякам нужен был легкий истребитель для малых эскортных авианосцев(не способных принимать крупные истребители). Однако, заказ был аннулирован, когда флот решил отказаться от эскортных авианосцев — их функции были разведены между основными авианосцами и другими кораблями. Но Northrop продолжил работу, разбив проект на 2: одноместный боевой N-156F и двухместный учебный N-156T.

N-156T нашел свое место, получив заказ от ВВС США в качестве основного тренировочного самолета в 1956 году. В 1959 самолет под индексом T-38 Talon поступил на вооружение. К 1972 году было собрано 1158 машин.

Разработка же боевого N-156F была заторможена из-за отсутствия интереса со стороны военных. Проект спасли военные союзники США (в основном, по НАТО). Администрация Кеннеди увеличивала военный бюджет и охотно предоставляла вооружения всем странам, противостоящим США. N-156F был дешев, прост в эксплуатации и надежен — идеальный вариант для массовых поставок. В 1958 году было создано 3 прототипа для испытаний военными, в 1959 прототипы начали летать.

Самолеты полностью подтвердили свои характеристики и даже превосходили стаявшие на вооружении штурмовики F-100 Super Sabre в их нише. N-156F получил официальное наименование F-5 Freedom fighter (в тренде тех лет).

Видео руления и взлета истребителя F-5 Freedom Fighter на авиашоу в Сан Хосе

 

Конструкция F-5


Northrop F-5 — двухдвигательный реактивный истребитель. Крыло трапециевидное, низкорасположенное. Фюзеляж — полумонокок, разработан с применением правила площадей и выполнен, преимущественно, из алюминиевых сплавов. Часть элементов, подверженных максимальным нагрузкам выполнена из стали и титана.

Механизация крыла развитая, включает предкрылки, закрылки и элероны. Система управления — бустерная с механической проводкой. Приводы закрылков и предкрылков — электрические.

Силовая установка представлены двумя турбореактивными двигателями General Electric J85-GE-21 (на модификации F-5E). Двигатели оснащены форсажными камерами.

Шасси рассчитано на применение самолета с грунтовых ВПП. Управляемая передняя опора убирается вперед, основные — по направлению к продольной оси самолета. Все опоры — одноколесные. При отказе гидросистемы стойки шасси могут быть выпущены под действием собственного веса и набегающего потока воздуха.

Модификации

  • F-5A Freedom Fighter— серийная версия первой модели F-5. Первый полёт прототипа состоялся в 1959 году. Поставлялся в состав ВВС США и на экспорт.
  • F-5B— двухместный учебно-боевой вариант базового F-5A.
  • NF-5A— одноместный истребитель-бомбардировщик для Нидерландов.
  • F-5E Tiger II— второе поколение F-5, созданное для противодействия советским МиГ-21. Продавался в 19 стран. 120 самолётов строились на Тайване по лицензии.
  • F-5F— двухместная версия F-5. Производился на Тайване и в Канаде по лицензии.
  • F-5G— третье поколение самолёта для экспорта с совершенно новой силовой установкой и несколько изменённой геометрией крыла. Первый полёт прототипа состоялся в 1982 году. Серийно не выпускался.

 

Эксплуатация F-5


F-5 был одним из самых удачных и массовых боевых самолетов. Northrop поставил 624 самолета F-5A, включая прототипы. Еще было собрано 200 двухместных F-5B и 68 разведчиков RF-5A. Самолеты строились и за границей: канадский Canadair построил 240 самолетов, а испанская CASA поставила 70 самолетов.

С появлением поколения F-5E и F было выпущено еще 1399 самолетов. Всего, по всему миру было поставлено 2423 самолета.

Машины активно применялись в большинстве военных конфликтов времен Холодной войны и после нее.

Схема F-5



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-5 Freedom Fighter
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка 2 ТРДФ J85-GE-21 по 2.67 тс каждый (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 3.2 тонны
Практический потолок 15 850 м
Дальность полета 3 720 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 11,5 т
Максимальная скорость 1 990 км/ч
Размах крыла 8,13 м
Длина 14,73 м
Высота 4,08 м

НОВОСТИ