F-15E

McDonnell Douglas/Boeing F-15E Strike Eagle


Галерея F-15E

Разработчик McDonnell Douglas
Первый полет 1986
Единиц произведено Более 470 (2012)
Стоимость единицы $100 млн ($136 за F-15SA)

 

McDonnell Douglas/Boeing F-15E Strike Eagle — американский многоцелевой истребитель, разработанный фирмой McDonnell Douglas  в 1980-хх годах на базе F-15 Eagle. Производится концерном Boeing.

 

История F-15E


В 1972 году произошло важное событие в истории авиации — воздух поднялся первый истребитель четвертого поколения — F-15 Eagle. Созданный фирмой McDonnell Douglas и победивший в сложном тендере Пентагона, F-15 был создан, как непревзойденный истребитель нового поколения, который должен был заменить устаревающий парк многоцелевых самолетов F-4 Phantom. В конце концов, в последующие годы так и произошло — вплоть до начала XXI века (до появления F-22 Raptor) F-15 был главным истребителем ВВС США.

Однако, не смотря на то, что новый истребитель заменил все Фантомы, сделал он все же не полностью. Дело в том, что F-4 был истребителем многоцелевым и мог эффективно работать как по воздушным, так и по наземным целям. В отличие от него F-15 был истребителем завоевания превосходства в воздухе и не очень подходил для уничтожения объектов на поверхности. Какое-то время проблем не было: главным бомбардировщиком в то время был F-111 Aardvark, но, к 1990-м он ушел на пенсию и США фактически, остались без тактических бомбардировщиков (F-117 был весьма эффективен, но этих машин было мало и повсеместно их применять было нельзя).

Предвидя такую проблему McDonnell Douglas начала работать над проектом модернизации своего детища, способного выполнять задачи как изначальные, так и задачи, ранее выполнявшиеся F-111 и F-4. В 1978 году ВВС США инициировали исследовательскую программу Tactical All-Weather Requirement Study (TAWRS) для изучения данной проблематики и создания перспективной платформы. McDonnell Douglas почти сразу представила свои наработки и совместно с фирмой Hughes непосредственно приступила к работе над будущим F-15E.

Для испытаний был модифицирован один из прототипов F-15A. Самолет, получивший шифр AFCD (Advanced Fighter Capability Demonstrator) взлетел в 1980 году. Одним из первых новшеств самолета стали дополнительные топливные баки, расположенные по бокам воздухозаборников. В том же году самолет был представлен на авиашоу в Фарнборо.

В 1981 году ВВС инициировали программу и тендер Enhanced Tactical Fighter (продвинутый тактический истребитель) ETF для официальной замены F-111. Согласно техническому заданию, военным был нужен многоцелевой самолет, способный прорываться вглубь территории противника без обеспечения эскорта и поддержки РЭБ. Среди кандидатов, помимо F-15E был модифицированный F-16XL от General Dynamics и европейский Panavia Tornado (самолет весьма эффективный, но не американский, что было ему не на пользу в данном случае).

К моменту завершения тендера демонстратор F-15 DRF уже совершил более 200 полетов, достиг максимальной взлетной массы в 34 тонны и имел 16 конфигураций установки вооружений. В конце концов победа в тендере досталась Дугласу. F-16XL изначально был легким истребителем и новые требования заставили разработчиков полностью изменить его крыло, а один двигатель был причиной хронического недостатка тяговооруженности, кроме того, новая конструкция требовала инвестиций вдвое превышавших потребность F-15. После победы в тендере, McDonnell Douglas получил контракт на 400 истребителей новой модификации.

Сборка первой предсерийной тройки F-15E началась в 1985 году. Первый полноценный Strike Eagle взлетел в 1986. В 1988 году первая партия F-15E Strike Eagle был передана в состав ВВС США.

 

Конструкция F-15E


F-15E Strike Eagle — многоцелевой ударный истребитель. Самолет является глубокой модификацией F-15 и основной конструкцией аналогичен базовой машине. Однако, истребитель несет в себе множество изменений.

Были изменены элементы силовой конструкции для расположения более мощных двигателей с прилагаемыми системами обслуживания.

Самолет двухместный: впереди сидит пилот, сзади оператор вооружений. В отличие от подобных компоновок в F-14 и F-4, оператор вооружений так же имеет органы управления самолетом.

Для увеличения дальности, самолет оснащен двумя комформными топливными баками, расположенными по бокам воздухозаборников.

В отличие от предшественника, F-15E оснащен большим количеством сложного бортового оборудования, включающего новый комплекс предупреждения о ракетной атаке, оборудование радиоэлектронной борьбы, РЛС AN/APG-82 с фазированной антенной решеткой (АФАР). Самолет так же имеет радар сканирования поверхности Земли, позволяющий ему летать на минимальных высотах. Помимо базового оборудования, F-15E имеет большое количество подвесных комплексов, активно применяемых в зависимости от поставленных задач.

F-15E имеет возможность применения практически всей номенклатуры вооружений, используемой авиацией ВВС США (по-сути, за время службы сложилось, что большая часть ракет и бомб за последние десятилетия изначально создавались под него).

Видеозапись руления и взлета нескольких истребителей F-15E Strike Eagle

 

Модификации

F-15E — базовый истребитель серии. С 1985 по 2001 год было поставлено 236 самолетов.

F-15I Raam — модификация, созданная для ВВС Израиля. Самолет аналогичен базовой версии, но имеет ряд систем израильского производства.

F-15K Slam Eagle — модификация, созданная для ВВС Республики Корея. Поставленные самолеты были в значительной степени локализованы (40% систем и 20% сборки). Фюзеляж и крыло были собраны в Корее. Комлекс РЭБ и системы предупреждения об атаке поставил Samsung, ряд систем так же были созданы местными концернами.

F-15S и SA — модификация, созданная для поставки в ВВС Саудовской Аравии. Изначально, Королевство планировало закупить 24 истребителя в их изначальной конфигурации, но поставка была заблокирована Конгрессом США. В итоге, Саудовская Аравия получила собственную модификацию с радаром без АФАР и ряда новейших систем. 72 самолеты были поставлены в 1998 году и еще 65 планируются к поставке в 2010-хх.

F-15SG — модификация, разработанная для ВВС Сингапура. Самолет выиграл тендер в 2005 году, опередив Dassault Rafale.

F-15SE Silent Eagle — новейшая модификация, созданная с применением технологий стелс, обновленным хвостовым оперением, двумя внутренними отсеками вооружений. Предлагается в качестве бютжетной альтернативы F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Совершил первый полет в 2010 году.

 

Эксплуатация F-15E


С 1985 года было поставлено более 470 истребителей F-15E и его модификаций. Самолеты отлично проявили себя в боевых условиях и активно применялись ВВС США во всех войнах последних десятилетий.

Операторы

  • США — 213 истребителей F-15E (2014 год)
  • Израиль — 25 F-15I на вооружении (2014 год)
  • Республика Корея — 58 F-15K (2014 год)
  • Саудовская Аравия — 70 истребителей F-15S в составе Королевских ВВС (2014 год)
  • Сингапур — 40 F-15G (2015)

Схема F-15E



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-15E Strike Eagle
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка 2 ТРДДФ P&W F100-229 по 13.15 тс каждый (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 11 тонн
Практический потолок 18 300 м
Дальность полета 3 900 км (перегоночная без ПТБ)
Максимальная взлетная масса 36,7 т
Максимальная скорость 2 660 км/ч
Размах крыла 13,05 м
Длина 19,4 м
Высота 5,63 м

НОВОСТИ