F-102

Convair F-102 Delta Dagger


Галерея F-102

Разработчик Convair
Первый полет  1953
Единиц произведено  1000

 

Convair F-102 Delta Dagger — американский истребитель-перехватчик, созданный фирмой Convair в качестве основного истребителя войск ПВО в 1950-хх годах. Основной задачей истребителей были перехват и сопровождение советских дальних бомбардировщиков.

 

История F-102


В 1949 году ВВС США приняли ряд рекомендаций по созданию нового истребителя, который должен был быть выпущен к 1954 году и значительно превосходить все перспективные машины того времени (проект так и назвали «Ультимативный перехватчик 1954»). В 1950 году ВВС представили свои требования к боевым системам будущей машине и пригласили 50 компаний для конкурса на реализацию. Спустя несколько месяцев эта цифра снизилась до 10, а к началу реализации прототипов в тендере участвовали только Hughes Aircraft и North American Aviation. В октябре 1950 для работы был выбран Хьюз.

В отдельном конкурсе на создание планера участвовали Convair, Republic и Lockheed. В то время Convair активно занималось исследованиями схем с треугольным крылом (из этих наработок компания уже тогда прорабатывала проект B-58 Hustler) — эту же схему они предлагали для истребителя. Их концепция была перспективна и фирма победила в тендере со своим проектом XF-102.

У проекта сразу возникли сложности, в основном, из-за задержек с разработкой двигателя и боевой системы (та самая, которой занимался Hughes). Для ускорения работы было решено временно установить на прототипы старые двигатели Westinghouse J40 и стандартный боевой комплекс, уже применявшийся на других истребителях — так был создан F-102A.

Испытания показали, что J40 недостаточно эффективен и его заменили на Pratt&Whitney J57 с форсажной камерой. Но даже этот вариант считался временным до появления двигателя Curtis-Wright J67, который был еще в разработке.

Прототип впервые взлетел в 1953 году на авиабазе Эдвардс. К сожалению, всего 9 дней спустя самолет попал в аварию и был потерян. Второй прототип взлетел уже в 1954. К шоку разработчиков, прототип показал, что F-102 этой версии был не способен преодолеть звуковой барьер, а его практический потолок едва достигал 15 км — намного ниже расчетного.

Это никуда не годилось. Convair посадили самолет и занялись масштабным перепроектированием. Было применено недавно открытое правило площадей в конструкции сверхзвукового самолета. F-102 стал длиннее на 3,5 метра, а центральная часть фюзеляжа была ужата. Был установлен улучшенный двигатель J57, а сама конструкция была максимально облегчена.

Обновленный YF-102A взлетел в конце 1954 года спустя 118 дней после начало перепроектирования. Самолет сразу разогнался до скорости в 1,22 Маха и набрал высоту в 16 км. Этого было достаточно, что бы ВВС приняли машину на вооружение.

Серийные F-102A получили боевую систему Hughes MG-3 и позже улучшенную MG-10. Система позволяла нести ракеты воздух-воздух с тепловой или полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Так же самолет был способен нести блоки неуправляемых ракет. Со временем F-102 получил возможность применять ракеты воздух-воздух GAR-11/AIM-26 с ядерной боевой частью. Рассматривался вариант установки так же ядерных ракета MB-1 Genie, но это сделано не было.

F-102 подвергался множеству модификаций в процессе службы. Самолеты получили радары предупреждения о нападении, оборудование наведения, трансподнеры и так далее. Пиком совершенствования стал F-102B «Ultimate Interceptor». Улучшенная конструкция с новым двигателем J75 была настолько нова, что самолет было решено полностью перепроектировать — так появился F-106 Delta Dart.

Документальные кадры полетов истребителей F-102 Delta Dagger

 

Конструкция F-102


Самолет представлял собой цельнометаллический многоплан бесхвостой схемы с треугольным крылом. Фюзеляж — полумонокок построен по правилу площадей. В носовой части размещено оборудование управления, РЛС, кабина пилота. В центральной части вооружение и топливные баки. Хвостовая часть вмещает аэродинамические тормоза и тормозной парашют. Горизонтальное оперение отсутствует, вертикальное — единый киль. Шасси трехстоечное, классической схемы.

F-102 в своей основной версии оснащался одним ТРДФ Pratt&Whitney J57. Воздухозаборники расположены по бокам фюзеляжа.

Модификации

  • YF-102 — прототипы. Оснащались двигателями J
  • YF-102A — прототипы, часть которых была переоборудована в предсерийные самолеты.
  • F-102A — первая серийная версия. Первые 8 самолетов были построены до перепроектирования, но основная партия (879 машин) уже была создана по новой схеме.
  • TF-102A — двухместный тренировочный самолет. Изготовлено 111 единиц.
  • F-102B — значительно модернизированный вариант. База для создания F-106A.
  • F-102C — предлагавшийся ударный самолет. Было модернизировано 2 самолета.
  • Proposed tactical attack version with J57-P-47 engine. Two converted As as YF-102C engineering test beds.
  • QF-102A — беспилотные самолеты мишени для учений. Создано 6 единиц.
  • PQM-102A — беспилотные самолеты мишени для учений. Создано 65 единиц.
  • PQM-102B — самолет мишень с возможностью летать как под управлением пилота, так и дистанционно. 146 самолетов было переделано в эту версию.

 

Эксплуатация F-102


Всего была изготовлена 1000 истребителей F-102 Delta Dagger. Они находились на вооружении ВВС США. Часть самолетов так же была передана Турции и Греции.

F-102 применялись во время войны во Вьетнаме. Однако, они редко сталкивались с истребителями ВВС противника, а, будучи перехватчиками, никак не могли применяться для поддержки наземных операций. Было потеряно 14 самолетов из которых в лишь один был сбит в бою с вьетнамским МиГ-21, остальные были потеряны при авариях и нападениях на авиабазы.

В 1974 году истребители F-102 ВВС Турции участвовали в вторжении на Кипр. Они вступали в бой с греческими F-5. Имеется неподтвержденная информация об уничтожении 2 турецких и 2 греческих самолетов.

По мере быстрого устаревания и малой эффективности, большая часть истребителей F-102 была переделана в самолеты мишени.

Схема F-102



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-102 Delta Dagger
Тип Истребитель-перехватчик
Силовая установка 1 ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-23A тягой в 7,25 тс (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 0,35 т
Практический потолок 16 093 м
Дальность полета 2 396 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 14,2 т
Максимальная скорость 1 380 км/ч
Размах крыла 11,61 м
Длина 20,82 м
Высота 6,46 м

НОВОСТИ