F-104



Lockheed F-104 Starfighter


Галерея F-104

Разработчик Lockheed
Первый полет 1956
Единиц произведено 2578

 

Lockheed F-104 Starfighter (Локхид F-104 Старфайтер) — американский истребитель, разработанный фирмой Lockheed  в 1950-хх годах. Эксплуатировался в составе ВВС более 12 стран. Окончательно снят с вооружения только в 2004 году.

 

История F-104


Начавшаяся в 1950-хх годах война в Корее стала переломной в истории авиации. Она поставила крест на все еще активно применявшихся в то время поршневых самолетах и ознаменовала эру реактивных скоростных машин. Кроме того, эта война сделала ВВС США очень неприятный сюрприз: считавшиеся в то время отсталыми авиационные технологии СССР создали истребитель МиГ-15, который оказался весьма грозным оружием и настоящей бедой для американских летчиков. Итогом конфликта стало множество выводов одним из которых была необходимость создания новых, куда более совершенных реактивных самолетов.

В то время активно развивались две технологии: реактивные двигатели и ракетное вооружение. Поэтому очевидной и распространенной была концепция максимально быстрого боевого самолета, вооруженного ракетами, который бы вторгался зону действия противника, атаковал и немедленно улетал. Идея ближнего маневренного боя — догфайта, казалась пережитком Второй мировой войны. F-104 Starfighter является полным воплощением этой концепции.

Разработка истребителя базировалась на данных, полученных по программе X-1 — самолета, летавшего на скоростях в 2 Маха. Столь высокие скорости сильно повлияли на конструкцию: вместо стреловидного крыла было применено очень тонкое трапециевидное крыло малой удлиненности, Т-образное хвостовое оперение имело цельно поворотные консоли, а центром машины был большой и мощный двигатель. Требования максимально скорости сделали истребитель больше похожим на ракету, чем на самолет.

Постройка прототипов началась в 1953 году. ВВС делали на истребитель большую ставку и, уже на этом этапе заказали 17 предсерийных YF-104 и 6 серийных F-104A (притом, что самолета тогда, фактически, еще не существовало).

В 1954 году первый прототип совершил испытательный полет. Не смотря на обнаружение множества проблем в марте 1955 года прототип достиг скорости в 1,79 Маха на высоте 15 км. Тогда же на истребителе начались испытания вооружений. На этот раз проблемы оказались более серьезными: во время испытания бортовой пушки, она сорвалась с внутренних креплений и, фактически, расстреляла сам самолет изнутри. F-104 лишился всей носовой секции, а пилот катапультировался.

Спустя почти год завод Lockheed начали покидать предсерийные YF-104. Они были оснащены «родными» двигателями J79 (к выпуску прототипов они не поспели), модифицированными воздухозаборниками и креплениями на законцовках крыла для ПТБ или ракет. В апреле 1955 года истребитель преодолел барьер в 2 Маха став самым быстрым боевым самолетом в мире. Фирма получила контракт на почти 200 истребителей с возможностью расширения еще на 700 машин.

Первые строевые части ВВС США начали вооружаться истребителями F-104 Starfighter  с 1958 года.

 

Конструкция F-104


F-104 Starfighter — цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Крыло трапециевидное малого удлинения. Кроме того, ради достижения максимальных скоростей, крыло было очень тонким (10 см в самом толстом месте) и имели настолько острые кромки, что о них можно было, фактически, порезаться (на земле на них надевали специальные чехлы для защиты членов аэродромных команд).

Хвостовое оперение Т-образное с цельноповоротными рулями. Шасси трехстоечное, с поворотной передней опорой.

Силовая установка самолета — один турбореактивный двигатель с форсажной камерой General Electric J79-GE-11A. Воздухозаборники регулируемые (для обеспечения нужной тяги на разных режимах), расположены по бокам фюзеляжа.

Видео группового пилотажа истребителей F-104 Starfighter на авиасалоне в Тампе, Флорида, 2008 год

 

Модификации

  • F-104A — одноместный истребитель-перехватчик, снят с вооружения ВВС США в 1969 году, часть самолетов  была передана Пакистану, Тайваню и Иордании.
  • F-104C — одноместный истребитель-бомбардировщик.
  • F-104G — (Germany) — экспортный многоцелевой всепогодный истребитель. Построено 1322 самолета, включая 139 фирмой Локхид для ФРГ, Греции, Норвегии и Турции, а остальные по лицензии в Канаде
  • RF-104G — тактический разведывательный вариант. Построено 194, из них 154 по лицензии в Западной Европе.
  • F-104J — всепогодный перехватчик для ВВС Японии.
  • F-104S — многоцелевой истребитель для ВВС Италии.
  • F-104B, F-104F,  F-104DJ, TF-104G — учебно-тренировочные самолеты
  • F-104АSА — модернизирвоанная версия, разработанная в Италии на базе F-104S.
  • СF-104 — F-104G построенный по лицензии канадской фирмой Canadair.
  • CF-104D — двухместный вариант СF-104 (канадское обозначение СF-113).

 

Эксплуатация F-104


В общей сложности было выпущено 2578 истребителей F-104 разных модификаций, поставляемых в множество стран и выпускавшихся как в США, так и за рубежом.

Боевое применение истребителей началось в 1962 году с разведывательных полетов над Кубой во время Карибского кризиса. С тех пор, Старфайтеры применялись в большинстве военных конфликтов с участием стран НАТО. Так же, эти машины участвовали в локальных боях ВВС Тайваня и Китая, Пакистана и Индии. В большинстве случаев, эти истребители вступали в бои с аналогичными советскими моделями того времени (главным конкурентом, конечно, был МиГ-21).

Однако, F-104 стал знаменит не благодаря своим воздушным победам, а благодаря высокой аварийности. В парках некоторых стран (в первую очередь, Германии и Канады) потери этих самолетов в авариях достигали трети от общего количества. В общей сложности было потеряно более 600 самолетов, во время одной из подобных аварий F-104 не просто разбился но и привел к катастрофе прототипа XB-70 Valkyrie. Из-за такой аварийности самолет часто именовался пилотами «Вдоводелом» и «Летающим гробом».

Схема F-104



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-104 Starfighter
Тип Истребитель-перехватчик
Силовая установка 1 ТРДФ  General Electric J79-GE-7 тягой в 7,17 тс (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 0.9 т
Практический потолок 17 700 м
Дальность полета 2 414 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 12.6 т
Максимальная скорость 2 556 км/ч
Размах крыла 6.68 м
Длина 16.69 м
Высота 4.11 м