F-106

Convair F-106 Delta Dart


Галерея F-106

Разработчик Convair
Первый полет 1956
Единиц произведено 342

 

Convair F-106 Delta Dart — американский истребитель, созданный фирмой Convair в 1950-хх. Последний чистый истребитель-перехватчик ВВС США.

 

История F-106


Истребитель F-106 является прямым наследником чуть более раннего истребителя фирмы Convair — модели F-102 Delta Dagger. Этот самолет был первым вариантом главного перехватчика для ВВС США, который со-временем должен был быть значительно модернизирован и оснащен новейшим двигателем Wright J67 и совершенным боевым комплексом MX-1179, создававшейся фирмой Hughes еще по контракту F-102. Новый самолет должен был нести наименование F-102B.

Однако, большое количество недостатков базовой машины заставили Convair, фактически, спроектировать самолет заново, оставив без изменений лишь общую компоновку. Так же запаздывал J67 и система управления боем. Было решено установить двигатель Pratt&Whitney J75.

Все эти сложности задерживали работу и требовали большого количества ресурсов. К тому моменту, когда первый F-106 совершил испытательный полет в 1956 году, интерес к нему начал падать. ВВС США уже не рассматривали F-102 как промежуточный вариант и заказали большое количество этих самолетов. Delta Dart же уже не считался главным будущим истребителем — на него Convair получил лишь предварительный заказ всего на 17 машин.

Лишь после проведения масштабных испытаний стало очевидно превосходство F-106 над прародителем. Новый самолет был представлен, как апогей технологий. Он должен был нести только ракетное вооружение, летать на большой скорости на любых высотах и иметь возможность перехватывать любую воздушную цель.

F-106 внешне похож на F-102, но выполнен с намного большей проработкой аэродинамики: сглаженные контуры фюзеляжа, чистые аэродинамические линии, отсутствие лишних элементов и меньший киль давали самолету лучшие характеристики.

Тем не менее, без проблем не обошлось. Некоторые характеристики все же не устраивали военных: максимальная скорость и ускорение были недостаточными. Эти проблемы частично были решены, но система управления оружием Hughes MA-1 создавала не меньше сложностей, на решение которых ушло еще несколько лет. Испытания так же длились очень долго.

Наконец, в 1959 году истребитель F-106 Delta Dart поступил на вооружение. Самолеты быстро поступали в парк ВВС и уже в 1960 году 14 эскадрилий получили эти машины.

Параллельно выпускались модификации А и B. К концу 1960 года было поставлено 277 самолетов версии А и 63 самолета версии B. Такой темп производства, начатого еще на этапе испытаний привел к тому, что самолеты даже одной модификации оказывались разными в зависимости от конкретного времени изготовления. Это усложняло эксплуатацию. В течение последующих лет проводилось несколько программ совершенствования и доводки машин, но больших результатов они не приносили.

Это плохо влияло на репутацию истребителя и его перспективы в будущем. Тем более, что концепция чистого перехватчика, оснащенного только ракетами уже не была доминирующей, а Пентагон начал сокращать бюджеты, что ставило крест на возможности выпуска этих машин тысячами, как это ранее планировалось.

В конце концов, наступили 1970-е годы. На арену вышли новые универсальные истребитель 4 поколения: F-16 Fighting Falcon и F-15 Eagle. Они были верхом тогдашней технологической мысли и, фактически, похоронили все истребители, создававшиеся до них. Эта участь постигла и F-106 — часть этих машин была отправлена на хранение, а часть, как и F-102 была переоборудована в беспилотные мишени. Наконец, к 1994 году полеты этих самолетов окончательно закончились.

Видео посадки и руления истребителя F-106 Delta Dart

 

Конструкция А-106


Конструкционно F-106 аналогичен истребителю F-102. Самолет представлял собой цельнометаллический многоплан бесхвостой схемы с треугольным крылом. Фюзеляж — полумонокок построен по правилу площадей. В носовой части размещено оборудование управления, РЛС, кабина пилота. В центральной части вооружение и топливные баки. Хвостовая часть вмещает аэродинамические тормоза и тормозной парашют. Горизонтальное оперение отсутствует, вертикальное — единый киль. Шасси трехстоечное, классической схемы.

F-106 оснащался одним ТРДФ Pratt&Whitney J75. Воздухозаборники расположены по бокам фюзеляжа.

F-106 имел следующее вооружение:

  • 1 × 20-ммпушка M61 Vulcan
  • 4 × ракеты класса воздух-воздухAIM-4 Falcon
  • 2 × неуправляемые ракетыAIR-2 Genie с ядерной боевой частью

Модификации

  • F-102B — изначально запланированная модификация базового истребителя F-102, переросшая в новый самолет
  • F-106A — первый серийный истребитель, созданный по программе модернизаци и получивший собственный индекс из-за очень серьезных изменений.
  • F-106B — двухместный вариант. Учебно-боевой самолет.
  • NF-106B — два модифицированных самолета, переданных NASA для проведения авиационных исследований.
  • F-106C — модификация с обновленным радаром и системой управления огнем. Радар AN/ASG-18 был самым крупным из всех, что устанавливались на истребителе. В 1958 году производство модификации было отменено.
  • F-106D — двухместная версия модели С. Не выпускался.
  • F-106X — модификация с двигателем JT4B-22. Не выпускался.
  • F-106E — модификация с усовершенствованным радаром и системой управления. Радар должен был обеспечивать сканирование больших участков неба и уничтожение целей сразу при обнаружении. Не выпускался.
  • F-106F — двухместная версия F-106E. Не выпускался.
  • QF-106A — беспилотный самолет-мишень с возможностью пилотирования пилотом и радиоуправляемого полета.
  • F-106 RASCAL — предлагаемая модификация для запуска спутников. Не выпускался.

Схема F-106



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-106 Delta Dart
Тип Истребитель-перехватчик
Силовая установка 1 ТРДФ Pratt & Whitney J75-17 тягой в 11.1 тс (на форсаже)
Практический потолок 17 680 м
Дальность полета 4 300 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 17,35 т
Максимальная скорость 2 455 км/ч
Размах крыла 11,67 м
Длина 21,55 м
Высота 6,18 м

НОВОСТИ