T-38



Northrop T-38 Talon


Галерея T-38

Разработчик Northrop
Первый полет 1959
Единиц произведено 1146
Стоимость единицы $5,9 млн. (2013)

 

Northrop T-38 Talon — американский легкий учебный истребитель, разработанный фирмой Northrop в 1950-хх годах. Имеет общую базу с легким истребителем Northrop F-5.

 

История T-38


История проекта T-38 началась в конце 1940-хх годов, когда авиационный дизайнер Эдгар Шмюд вместе со своей командой разработчиков пришел в компанию Northrop и инициировал проект легкого и дешевого в эксплуатации истребителя (подробнее в статье Northrop F-5).

Создаваемый под шифров N-156 самолет изначально создавался для ВМС США (для эскортных авианосцев), но, со временем, от таких кораблей было решено отказаться и новая машина оказалась не нужна. Не смотря на то, что N-156 изначально создавался, как истребитель, интерес к нему вскоре проявили ВВС, но не как к истребителю, а как к тренировочному самолету. Так появился УТС T-38 Talon.

 

Конструкция T-38


Northrop T-38 Talon — двухдвигательный реактивный истребитель. Конструкционно полностью аналогичен боевому самолету F-5. Крыло трапециевидное, низкорасположенное. Фюзеляж — полумонокок, разработан с применением правила площадей и выполнен, преимущественно, из алюминиевых сплавов. Часть элементов, подверженных максимальным нагрузкам выполнена из стали и титана.

Механизация крыла развитая, включает предкрылки, закрылки и элероны. Система управления — бустерная с механической проводкой. Приводы закрылков и предкрылков — электрические.

Силовая установка представлены двумя турбореактивными двигателями General Electric J85-GE-21 (на модификации F-5E). Двигатели оснащены форсажными камерами.

Шасси рассчитано на применение самолета с грунтовых ВПП. Управляемая передняя опора убирается вперед, основные — по направлению к продольной оси самолета. Все опоры — одноколесные. При отказе гидросистемы стойки шасси могут быть выпущены под действием собственного веса и набегающего потока воздуха.

Видео взлета, полетов и посадки самолета T-38 Talon

 

Модификации

  • T-38A— базовая учебно-тренировочная модификация
  • T-38B— учебно-боевая модификация
  • T-38C— модернизированная версия для ВВС США. Первые модернизированные самолёты были получены в 2001 году
  • T-38M— модернизированная версия для ВВС Турции. В 2012-2014 гг. планируется модернизировать 55 T-38A.

 

ЭксплуатацияT-38


Поставки в войска нового самолета начались в 1961 году. Базовая конструкция N-156 имела огромный модернизационный потенциал, а летные характеристики самолетов оказались выдающимися. Это позволяет им, не смотря на возраст, до сих пор удовлетворять требованиям ВВС для обучения пилотов истребителей 4 поколения. T-38 стал летающей партой нескольких поколений летчиков — по приблизительным оценкам, самолет применялся в обучении порядка 75 тысяч пилотов с общим налетом в 13 миллионов часов. Самолет так же является главной учебной машиной для астронавтов NASA.

На вооружении ВВС США эксплуатируется порядка 500 самолетов T-38. Всего было выпущено 1146 единиц.

Схема T-38



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ T-38 Talon
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка 2 ТРДФ J85-5A по 1.74 тс каждый
Практический потолок 15 240 м
Дальность полета 1835 км
Максимальная взлетная масса 5,67 т
Максимальная скорость 1 381 км/ч
Размах крыла 7,7 м
Длина 14,14 м
Высота 3,92 м