XB-70

North American XB-70 Valkyrie


Галерея XB-70

Разработчик North American
Первый полет 1964
Единиц произведено  2

 

North American XB-70 Valkyrie (Норт Американ XB-70 Валькирия) — проект американского сверхзвукового высотного бомбардировщика, осуществляемый фирмой North American в 1960-хх годах. Было построено 2 летавших прототипа. Модель не была принята на вооружение.

 

История XB-70


1950-ые годы были десятилетием перерождения стратегической авиации США. Легендарные B-29 уступили место не менее легендарным B-52, на вооружение принимались межконтинентальные крылатые ракеты Навахо и Снарк, а на сверхзвуке был представлен бомбардировщик Convair B-58 Hustler.

Но для обеспечения своего полного превосходства ВВС не хватало действительно мощного сверхзвукового стратегического бомбардировщика — мечты тогдашних генералов. B-58 был не плох, но он имел малую боевую нагрузку и недостаточную дальность, а B-52 был весьма не плох, но все же был медленным (да и в то время никто и представить не мог, что этому самолету предстоит прослужить почти век). Ему уже готовили замену — тот самый супербомбардировщик.

В 1954 году Стратегическое авиационное командование (SAC) выпустило техническое задание «Боевая система 110» с целью создания такого бомбардировщика. Задание было весьма амбициозно: дальность 11 тысяч километров, максимальная скорость и высота для любого самолета того времени и возможность в таких режимах прорываться вглубь воздушного пространства противника на 1900 км. Поставки таких машин должны были начаться к середине 1960-хх и к середине 1970-хх они должны были полностью заменить B-52 в роли авиационного кулака ядерной триады США.

В 1955 году финалистами тендера были выбраны проекты North American и Boeing. Но после продолжительных рассмотрений военные пришли к выводу, что оба проекта слишком сложны в реализации и окажутся неоправданно дорогими. К середине 1950-хх уровень авиационных технологий и двигателестроение, особенно, на сверхзвуковых характеристиках были еще недостаточно развиты. Проект North American предполагал создание самолета весом в 340 тонн (у самого тяжелого, на данный момент, сверхзвукового самолета в мире — Ту-160 максимальная взлетная масса 275 тонн). По всем меркам это был гигантский, невероятно дорогой и сложный самолет и, при этом он был проще, чем предложение Boeing.

Было проведено масштабное перепроектирование самолета. Его масса была. Вместо обычного керосина предложили применить пентаборан, обладающий большей энергетикой при сгорании. Так же, в нем применили новейшие данные исследований, позволивших улучшить конструкцию. В таком виде самолет уже мог предложить весьма достойные показатели: масса до 250 тонн и максимальная скорость в 1,5-2 Маха.

В 1957 году проект был признан перспективным и North American приступили к созданию прототипов. Самолет получил наименование XB-70 Valkyrie — Валькирия.

Но к 1960-м годам быстрое развитие авиационных технолгий, которое породило этот самолет, само же его и погубило. В СССР появились новые, высокоэффективные ракеты ПВО, способные поражать цели на больших высотах (тогда же, после инцидента с сбитым Lockheed U-2, американцы перестали открыто летать над СССР). Кроме того, советское правительство, получив данные о том, что американцы создают сверхзвуковые стратегические бомбардировщики, приняло защитные меры, главным из которых стал истребитель МиГ-25 первоочередной целью которого был именно будущий B-70. К тому же, бурное развитие технологий межконтинентальных баллистических ракет вообще ставило под вопрос перспективность стратегической авиации.

Все эти неприятные для ВВС США новости сделали уникальную машину неактуальной — она уже не могла решить поставленные задачи. XB-70 был переквалифицирован в летающую лабораторию для исследований в области аэронавтики, двигателей и так далее. Было решено построить всего 2 самолета (ранее планировалось 50).

Первый прототип XB-70 взлетел в 1964 году. С самолетом возникало множество сложностей связанных с недостатками конструкции и материалов. В 1965 году во время полета произошло частичное разрушение элементов воздухозаборника. Оно было локальным, но оторвавшиеся обломки засосало в двигатели. Самолет успешно приземлился, но все шесть двигателей были выведены из строя и списаны.

В 1965 году самолет достиг максимальной скорости в 3 Маха. При этом началось разрушение передней кромки крыла. Было решено ограничить скорость 2,5 Махами.

В том же 1965 году взлетел второй прототип. На нем уже было решено большинство проблем. 19 мая 1966 года самолет пролетел 3900 километров за полтора часа, поддерживая скорость в 3 Маха в течение 33 минут.

Однако, вскоре произошла трагедия. В 1966 году Валькирии участвовали в съемках рекламного ролика для General Electric — создателя двигателей. Самолеты летели в плотном строю в сопровождении истребителей F-104 Starfighter. Один из истребителей слишком сильно сблизился с прототипом №2. Его втянуло турбулентным потоком крыла и F-104 ударился о XB-70. Истребитель сразу же разрушился — пилот погиб. Валькирия получила сильный удар в корпус — у него разрушился один из килей, часть обшивки и оперения. Самолет некоторое время держался в воздухе, но, не смотря на все старания экипажа, потерял управление, вошел в плоский штопор и упал. При этом один пилот спасся, второй не смог катапультироваться и погиб.

Прототип №1 совершил еще 33 полета, но этим летная программа ограничилась. 4 февраля 1969 года XB-70 отправился в музей на вечную стоянку.

Документальные кадры полетов самолета XB-70 Valkyrie (естественно под мелодию «Полет Валькирий»)

 

Конструкция XB-70


XB-70 Valkyrie — сверхзвуковой самолет, созданный по схеме «утка» — с передним горизонтальным оперением. Заднее хвостовое оперение — два киля, заднего горизонтального оперения нет (безхвостка).

Крыло треугольное, выполнено из стали и титана. Края крыла — отклоняемые консоли, опускающиеся на 65 градусов вниз от горизонтали. Они ограничивали воздействие сверхзвуковой ударной волны и действовали, как дополнительные кили. Так же их конструкция позволяла увеличивать давление под крылом и, таким образом, наращивать подъемную силу.

Шасси самолета трехстоечное, классической схемы с передней поворачивающейся опорой. Однако, конструкция шасси, для экономии пространства в самолете имела сложную механизацию, что являлось источником проблем при испытаниях (особенно на прототипе №1).

Силовая установка представлена шестью турбореактивными двигателями с форсажными камерами General Electric YJ93-GE-3 выстроенных по пакетной схеме в ряд. Воздух в двигатели поступал через разделенный на 2 половины воздухозаборник под фюзеляжем.

Схема XB-70



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ XB-70 Valkyrie
Тип Стратегический бомбардировщик — летающая лаборатория
Силовая установка 6 ТРДФ GE YJ93-GE-3 тягой по 12,7 тс каждый (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 29,48 т
Практический потолок 23 012 м
Дальность полета 12 000 км (перегоночная), 6300 км (боевой радиус по миссии)
Максимальная взлетная масса 236,35 т
Максимальная скорость 3187 км/ч
Размах крыла 32,0 м
Длина 56,63 м
Высота 9,36 м

НОВОСТИ