YF-23



Northrop/McDonnell Douglas YF-23


Галерея YF-23

Разработчик Northrop / McDonnell Douglas
Первый полет  1990
Единиц произведено  2 прототипа

 

Northrop/McDonnell Douglas YF-23 — прототип многоцелевого истребителя пятого поколения, разработанный совместно компаниями Northrop и McDonnell Douglas в конце 1980-хх. Самолет участвовал в программе ATF и конкурировал с истребителем Lockheed F-22 Raptor.

 

История YF-23


Первая информация о советских истребителях четвертого поколения в США появилась в 1978 году, когда американские разведывательные спутники сфотографировали новейшие Су-27 и МиГ-29 (на тот момент оба самолета летали уже около года). Проведенные исследования и сбор новых данных подтверждали опасения военных — советские самолеты, практически, нивелировали боевое доминирование тогдашнего главного американского истребителя — F-15 Eagle.

Для обеспечения превосходства своих ВВС в будущем, Пентагон инициировал программу Advanced Tactical Fighter — ATF — предполагавшую создания истребителя следующего  — 5 поколения. Планировалось значительно улучшить все показатели самолета за счет внедрения новейших технологий в области электроники, материалов и металлов, оснастить будущий самолет новыми, более мощными двигателями, а так же широко применить в будущей машине технологию стелс, которая в то время активно прорабатывалась для создания будущего F-117 Nighthawk.

В 1985 году ВВС США официально представили техническое задание по программе ATF. В то же время ВМФ представило свое задание для нового самолета, предполагавшегося для замены устаревающих F-14 Tomcat. Флоту нужно было 546 самолетов, ВВС же порядка 750.

В 1986 году в конкурс по программе вступили компании Lockheed, Boeing, General Dynamics, McDonnell Douglas, Northrop, Grumman and Rockwell. Со временем две крайние компании вышли из соревнования. Становилось ясно, что создание истребителя нового поколения задача настолько сложная, что ни одна компания не способна решить ее самостоятельно. Началось формирование альнсов, которые взялись создать два противостоящих друг другу прототипа. Lockheed объединился с Boeing и General Dynamics под эгидой проекта F-22, а Northrop скооперировался с McDonnell Douglas для совместной работы над F-23. Оба альянса получили 50 месяцев на создание своих машин.

При создании прототипа YF-23 во главу угла ставились требования по выживаемости в бою, сверхзвуковой крейсерской скорости, локационной невидимости и дешевизны в обслуживании. Northrop активно применяла свои наработки по технологии стелс, которые она применяла при создании своего бомбардировщика B-2 Spirit.

Первый прототип F-23 взлетел представлен в 1990 году. 27 августа 1990 года он совершил свой первый полет. Второй прототип взлетел 26 октября. Первый прототип был окрашен в угольный серый цвет и получил название Spider и Black Widow II (Черная вдова), как наследник бомбардировщика Northrop P-61 Black Widow, воевавшего во время Второй Мировой войны. Второй прототип окрасили в два оттенка серого — самолет назвали Gray Ghost (Серый призрак).

 

Конструкция YF-23


F-23 имел довольно специфический общий вид, с ромбовидным крылом и большим, несущим фюзеляжем, обеспечивающим высокое аэродинамическое качество при сверхзвуковом полете. Хвостовое оперение V-образное, с двумя цельноповоротными килями. Шасси имеет классическое, трехстоечное расположение. Все вооружение располагается внутри фюзеляжа в нише между воздухозаборниками.

Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями с отдельными воздухозаборниками S-образной формы каналов (для обеспечения локационной невидимости). Первый прототип оснащался двигателями Pratt & Whitney YF119, а второй двигателями General Electric YF120. Выхлоп двигателей проходил через желоб и смешивался с окружающим воздухом в прямоугольных соплах, изготовленных из термопоглощающих керамических плиток. Такая же технология применена на стелсах B-2 Spirit и F-117 Nighthawk и обеспечивает низкую ИК видимость самолета.

Управление самолетом осуществлялось с помощью центрального компьютера. Самолет имел развитую механизацию крыла и хвостового оперения, что позволяло ему не плохо маневрировать, а так же отказаться от отдельного аэродинамического тормоза (присутствует на истребителях 4 поколения, но отсутствует на истребителях 5 поколения). Из-за экзотичности конструкции серийный выпуск F-23 должен был быть дороже, но этот недостаток планировалось компенсировать использованием более дешевых комплектов оборудования, уже применявшегося при сборке истребителей F-15 и F-18.

Компиляция видео полетов прототипов истребителей YF-23

 

Конкурс ATF


Первый прототип F-23, оснащенный двигателями Pratt & Whitney YF119, легко преодолевал звуковой барьер без применения форсажа, достигая скорости в 1,43 Маха. Второй самолет с двигателями GE YF120 достигал крейсерской скорости в 1,6 Маха. В то же время прототип F-22 имел сверхзвуковую крейсерскую скорость в 1,58 Маха. При запуске форсажа F-23 разгонялся до скорости в 2,2 Маха (около 2330 км/ч).

Прототипы имели полностью готовый отсек вооружений и оборудование для их применения. Тем не менее, при испытаниях F-23 оружие не применял. В это время при испытаниях F-22 Lockheed проводил тестовые пуски ракет AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM.

В общей сложности, 2 прототипа YF-23 совершили 50 полетов и налетали 65,2 часов. Испытания показали превосходство F-23 в скорости и невидимости, но самолет уступал F-22 в маневренности.

В 1991 году по итогу испытаний Пентагон объявил победителем тендера ATF истребитель F-22, оснащенный двигателем F-119. Самолет был предпочтителен по маневренным характеристикам и меньшим рискам по реализации программы. Так же самолет был предпочтителен из-за его адаптивности к требованиям флота в случае создания корабельного истребителя пятого поколения (чего, в итоге не случилось, для флота создается корабельный F-23 Lightning II).

Прототипы F-23 остались не у дел. Один из самолетов был передан в NASA для проведения летных испытаний ряда перспективных систем, но остался не востребованным.

В 2004 году Northrop Grumman предложила использовать F-23 в качестве базы для создания перспективного бомбардировщика по программе LRS-B, но это предложение было отклонено.

В конце концов оба самолета были отданы музеям. Первый прототип находится в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, Огайо. Второй прототип представлен в Западном музее авиации возле аэропорта Торранс, Калифорния.

Схема YF-23



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ YF-23
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка 2 ТРДФ Pratt & Whitney YF119 по 13,9 тс каждый (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка Данных нет, планировалось применение ракет AIM-7, AIM-9 и AIM-120
Практический потолок 20 000 м
Дальность полета 4 500 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 29 т
Максимальная скорость 2 330 км/ч
Размах крыла 13,3 м
Длина 20,60 м
Высота 4,30 м