Lightning



English Electric Lightning


Галерея Lightning

Разработчик English Electric
Первый полет 1954
Единиц произведено 337

 

English Electric Lightning (Молния) — британский сверхзвуковой истребитель, разработанный фирмой English Electric в начале 1950-хх. Первый серийный самолет с сверхзвуковой безфорсажной крейсерской скоростью.

 

История 


Начавшаяся в 1950-хх годах война в Корее стала переломной в истории авиации. Она поставила крест на все еще активно применявшихся в то время поршневых самолетах и ознаменовала эру реактивных скоростных машин. Кроме того, эта война сделала для ВВС стран НАТО неприятный сюрприз: считавшиеся в то время отсталыми авиационные технологии СССР создали истребитель МиГ-15, который не уступал американским истребителям и превосходил британские. Итогом конфликта стало множество выводов одним из которых была необходимость создания новых, куда более совершенных реактивных самолетов.

Однако, проблема создания высокоэффективных истребителей завоевания превосходства в воздухе была проблема, в основном, американцев. Для Королевских ВВС Великобритании воздушные бои истребителей в их воздушном пространстве рассматривалась, как маловероятная и, в связи с этим, потребности в таком истребителе они не испытывали. Главной задачей был перехват советских дальних бомбардировщиков и обеспечение ответного удара в случае войны.

Однако, эта идеология продержалась недолго. Технологии развивались и, к началу 1950-хх начали появляться первые сверхзвуковые бомбардировщики, которые, ввиду близости противников, были крайне опасны для британцев. Нужен был истребитель, способный их быстро нагонять и перехватывать.

ВВС выдали техническое задание на такой самолет в 1953 году. Стоит отметить, что они с этим явно отставали: в США и СССР уже создавались и принимались на вооружение такие самолеты. Работы велись бешеными темпами и первый экспериментальный самолет под этот проект — P.1A взлетел уже в 1954 году. Но он был все же экспериментальным — был необходим непосредственный прототип.

Первый прототип P.1B взлетел в 1957 году и стал первым британским самолетом, летавшим вдвое быстрее скорости звука. Было изготовлено 4 прототипа. Стоит отметить, что P.1B имел мало чего общего с P.1A и был, фактически, другим самолетом. Название оставили прежним, в основоном, по политическим мотивам и вопросам финансирования программы (аналогичная ситуация случилась с Туполевым: Ту-22 и Т-22М, по факту, разные самолеты).

После проведения испытаний минобороны заказало 20 самолетов первой партии. Поставки начались в 1958 году. Тогда же, на первой демонстрации самолет получил имя Lightning. С 1959 года истребители стали поступать в авиационные подразделения.

Несмотря на трудности в эксплуатации, состоял на вооружении Королевских ВВС Великобритании три десятилетия (с 1959 до 1988). Последний истребитель был снят с вооружения в июне 1988 года и продан частным лицам. Самолёт экспортировался в Саудовскую Аравию (основной зарубежный эксплуатант, 1967-1986) и Кувейт (12 самолётов, 1968-1977).

До 2012 года самолёты участвовали в авиашоу южноафриканской компании Thunder City. В Великобритании находятся три самолёта в лётном состоянии. Тем не менее, по ряду причин управление гражданской авиации Великобритании запретило частные полёты этих истребителей.


Видео: Показательный полет истребителя English Electric Lightning на авиашоу RIAT 1987

 

Конструкция


English Electric Lightning конструкционно значительно отличается от аналогов своего времени. Это цельнометаллический моноплан с среднерасположенным стреловидным крылом. Хвостовое оперение имеет низкорасположенное малое горизонтальное оперение и большой киль.

Силовая установка представлена двумя турбореактивными двигателями с форсажными камерами Rolls-Royce Avon. Двигатели расположены пакетно один над другим. Они имеют один общий воздухозаборник, обеспечивающий эффективную тягу в широком диапазоне скоростей. Такая схема хоть и выглядит экзотически, но позволила снизить лобовое сопротивление.

Шасси трехстоечное с поворачиваемой передней стойкой. Особенности конструкции самолета привели к тому, что для основных опор шасси не оставалось места (тонкое крыло и отсутствие места возле двигателей). Опоры все же разместили внутри основания консолей крыла, но всю конструкцию пришлось сделать очень тонкой.

Истребитель мог нести две ракеты Firestreak или Red Top с инфракрасной головкой самонаведения класса «воздух-воздух». Так же самолет оснащался парой 30-милиметровых пушек Aden. Кроме того, ракеты могли быть заменены установками НУР или еще парой пушек Aden.

Схема English Electric Lightning



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ English Electric Lightning
Тип Истребитель-перехватчик
Силовая установка 2 ТРДФ Rolls-Royce Avon 301R тягой по 7,4 тс  каждый(на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 2 ракеты Firesteak или Red Top + 2 бортовые пушки Aden
Практический потолок 19 812 м
Дальность полета 1 350 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 18.92 т
Максимальная скорость 2 415 км/ч
Размах крыла 10.6 м
Длина 16.8 м
Высота 5.97 м