Canberra



English Electric Canberra


Галерея Canberra

Разработчик English Electric
Первый полет 1949
Единиц произведено 950

 

English Electric Canberra (Канберра) — британский бомбардировщик, разработанный фирмой English Electric в конце 1940-хх.

 

История 


Работы над первым британским реактивным бомбардировщиком были развернуты еще в 1944 году. К тому времени на Туманном альбионе уже имелись технологии, достаточные для создания подобного самолета. Кроме того, все еще продолжалась война и появилась информация, что немцы так же создают такой самолет. Королевские ВВС представили свои требования: скорость 800 км/ч, потолок до 14 км, дальность 2500 км, нагрузка 2,7 тонны.

Работой над проектом занялась фирма English Electric. Они приняли концепцию легкого бомбардировщика с двумя двигателями, достаточно высотного и маневренно, что позволяло отказаться от тяжелого оборонительного вооружения.

К 1945 году проект, получивший обозначение А.1 был принят к разработке. К тому времени Rolls-Royce создал свой первый турбореактивный двигатель AJ.65 и допускал применение этого мотора на будущем самолете. Крыло самолета было малого удлинения и достаточно тонким, однако, оно не было стреловидным. Это позволяло, с одной стороны, достигать достаточных скоростей полета, но, с другой стороны, при не слишком высоких скоростях поддерживать нужную высоту. Военных такая конструкция устраивала и в конце года фирма получила официальный заказ.

Проработка проекта была очень тщательной из-за чего постройка прототипов затягивалась. Однако, щепетильность конструкторов впечатлила военных. Вскоре, English Electric получили дополнительный заказ еще на 132 самолета.

Наконец, в 1949 году первый прототип оторвался от земли. Длительная работа над проектом себя оправдала — самолет оказался очень удачным, а испытания проходили на редкость гладко. ВВС присвоили самолету шифр B.Mk.I Canberra.

Первый серийный самолет взлетел в 1950 году. Мир в Европе скомпенсировался новой войной в Азии. На корейском полуострове разгарелась крупномасштабная война в которой участвовали не только непосредственно РК и КНДР, но их супердержавы. Для скорейшего перевооружения на новые бомбардировщики и их возможного применения, правительство подключило к изготовлению Канберр заводы фирм Avro, Handley Page и Short Brothers. Параллельно строились бомбардировщики, а так же учебные и разведывательные модификации. Уже в декабре 1950 года первые машины стали поступать на вооружение ВВС.

Кроме того, бомбардировщики Canberra были настолько удачными, что ими заинтересовались военные других стран. Уже в 1949 году о закупках и лицензионном выпуске самолетов вела переговоры Австралия. Вскоре, их заводы так же начали производить эти машины. Интерес к самолету так же проявили Соединенные Штаты. Они так же решили выпускать их на своей территории по лицензии на заводе фирмы Martin — так появился бомбардировщик B-57.

С 1953 года самолеты заказала Венесуэла, потом Эквадор, Перу, Аргентина, Новая Зеландия, ЮАР, Южная Родезия, Эфиопия, Катар и Индия — самый крупный заказчик — 81 самолет. Несколько самолетов купили Франция, Швеция и Германия, но не как бомбардировщики, а как учебные, разведывательные или испытательные самолеты. Некоторые из этих самолетов: в ЮАР, Индии и южноамериканских странах в строю до сих пор.

Всего было выпущено 950 самолетов, что для британского бомбардировщика весьма внушительная цифра.

Видео: Демонстрация бомбардировщика English Electric Canberra на авиашоу Фарнборо 2014

 

Конструкция


English Electric Canberra — цельнометаллический моноплан с среднерасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Шасси трехопорное с носовой стойкой. В герметичной кабине располагалось 2 члена экипажа: пилот и штурман.

Силовая установка представлена двумя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon. Двигатели расположены в мотогондолах, утопленных в крыло.

Самолет оснащен четырьмя 20-мм пушками. Боевая нагрузка 2,7 тонн. На внешних подвесках самолет способен нести пулеметы, ракеты разных типов и авиабомбы.

Схема бомбардировщика Canberra



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Canberra
Тип Средний бомбардировщик
Силовая установка 2 ТРД Rolls-Royce Avon R.A.7 Mk.109 тягой по 3,67 тс  каждый
Максимальная боевая нагрузка 2,7 тонн
Практический потолок 15 000 м
Дальность полета 5 440 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 25 т
Максимальная скорость 933 км/ч
Размах крыла 19,51 м
Длина 19,96 м
Высота 4,77 м