Gnat



Folland Gnat


Галерея Gnat

Разработчик Folland Aircraft
Первый полет 1959
Единиц произведено 449

 

Folland Gnat (Фолленд Нэт — Комар) — британский легкий истребитель, разработанный фирмой Folland Aircraft  в середине 1950-хх. Поставлялся на экспорт. Эксплуатация завершена в 1979 году.

 

История 


В начале 1950-хх годов война в Корее показала множество новых истин как для военных, так и для инженеров. Стало очевидно, что будущее за реактивными самолетами. Так же стало очевидно, что советские самолеты далеко не такие отсталые, какими их раньше считали. Кроме того, война была масштабной и ужасающей, но все же локальной. Она показала, что следующие конфликты вовсе не обязательно будут глобальными и с применением ядерного оружия. Доминировавшая на тот момент идея, что все вопросы решат ядерные ракеты и бомбардировщики, а роль остальной части ВВС ограничится только отражением атак этих бомбардировщиков устарела — нужны были самолеты, способные вести воздушный бой.

Кроме того, формировался блок НАТО и военным из разных стран необходимо было унифицировать свои военные арсеналы. Тут-то и вспомнились старые наработки британских инженеров, ранее уже пытавшихся создать простой и дешевый легкий истребитель. Уже в 1953 году командование НАТО представило требования будущим самолетам. Требования не были заоблачными, но самолет должен был быть достаточно прост и дешев.

Фирмы-участники должны были изготовить по 3 прототипа к 1957 году. Одной из первых за дело взялась фирма Folland, предложившая самолет Fo.141 Gnat. Прототип поднялся в воздух в 1955 году. Самолет был оснащен двигателем Bristol Orpheus, тягой до 1,5 т. Испытания проходили удачно и британские военные заказали 6 истребителей-штурмовиков.

К самолету проявили интерес военные многих стран. Индия и вовсе вела переговоры о локализации у себя производства. Gnat так же был интересен ВМС США и Канады — при хороших характеристиках он был весьма малогабаритным, что важно на авианосце.

На родине у Gnat был конкурент — истребитель Hunter фирмы Hawker. Он превосходил новичка по летным характеристикам, но был почти втрое дороже. Однако, со временем, военные все же предпочли Hunter.

Тем не менее, Gnat производился и поставлялся в Европу (несколько самолетов даже заказала Югославия). Однако, самый большой заказ пришел из Индии. Компания HAL произвела более 200 самолетов этого типа под наименованием Ajeet. В Великобритании же, самолет оказался очень кстати в нише учебных самолетов. Однако, к тому времени Folland Aircraft была поглощена фирмой Hawker Siddeley, но продолжала производство и поставки. Крайние самолеты были переданы в 1965 году и вошли в состав пилотажной группы Red Arrows (Красные Стрелы летали на них до начала 1980-хх).

Видео: Высший пилотаж истребителей Folland Gnat пилотажной группы Red Arrows

 

Конструкция


Folland Gnat — цельнометаллический моноплан с однокилевым хвостовым оперением. Самолет оснащен реактивным двигателем Bristol Siddeley Orpheus с форсажной камерой. Воздухозаборники под крылом по бокам фюзеляжа. Шасси трехстоечное с передней опорой.

Эксплуатация


Всего было построено 449 истребителей Folland Gnat. Западные машины не участвовали в военных действиях, однако индийская версия успела послужить на войне. Это были два масштабных конфликта между Индией и Пакистаном в 1965 и 1971 годах.

Схема истребителя Folland Gnat



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Folland Gnat
Тип Легкий истребитель
Силовая установка 1 ТРДФ Bristol Siddeley Orpheus тягой 2.1 тс
Максимальная боевая нагрузка 0.5 т (2 пушки ADEN, НАР или 2Хавиабомбы по 227 кг)
Практический потолок 14 630 м
Дальность полета 805 км
Максимальная взлетная масса 4,1 т
Максимальная скорость 1120 км/ч
Размах крыла 6,73 м
Длина 8,74 м
Высота 2,46 м