M-346 Master

Alenia Aermacchi M-346 Master


Галерея Master

Разработчик Alenia Aermacchi
Первый полет 2004
Единиц произведено (2016) 68

 

Alenia Aermacchi M-346 Masterитальянский учебно-тренировочный самолет, разработанный фирмой Alenia Aermacchi совместно с российским ОКБ им. Яковлева в начале 2000-хх. На основе общего планера были созданы M-346 и Як-130.

 

История 


Работы над проектом перспективного учебно-тренировочного самолета были начаты фирмой Aermacchi совместно с ОКБ им. А.С. Яковлева еще в 1990-хх годах. Сотрудничество по программе Як/AEM-130 было довольно успешным, итальянцы могли обеспечить доступ к финансированию и ряду технологий, российская же сторона делилась большим опытом создания самолетов и, так же, важными технологиями.

Первый прототип совместного самолета взлетел в 1996 году. Он выступал в качестве участника конкурса Министерства обороны РФ на будущий главный учебный самолет. Конкурентом выступал МиГ-АТ, разрабатываемый в ОКБ МиГ совместно с несколькими французскими компаниями. Победителем тендера был выбран именно проект Яковлева.

Однако, взаимодействия между сторонами осложнялись и, в коцне концов, совместная работа была прекращена. Обе фирмы получили полную конструкционную документацию на планер самолета, но дальше  проекты разошлись: Як-130 в России и M-346 в Италии.

Первый прототип М-346 взлетел в 2004 году. Второй — спустя год, в 2005. В 2008 взлетел и третий самолет. В процессе доработок и испытаний, в конструкцию вносились изменения: воздухозаборники, шасси и ряд конструкционных материалов были изменены.

В 2009 году Alenia Aermacchi получила первый контракт от ВВС Италии на 6 самолетов. В войсках они получили индекс Т-346А. Поставки начались в 2011 году.

M-346, по договоренности с Российской стороной может поставляться по всему миру за исключением СНГ. Самолет пользуется определенным успехом: к 2016 году, M-346 находится на вооружении ВВС Италии, Польши, Израиля и Сингапура.

Alenia Aermacchi совместно с General Dynamics представила модифицированный самолет под индексом Т-100 на крупный тендер на перспективный учебно-тренировочный самолет для ВВС США для замены устаревших Northrop T-38 Talon.

 

Особенности


Задача М-346 — подготовка пилотов для современных реактивных боевых самолетов, поэтому М-346 оснащен соответствующими органами управления и обладает высокой маневренностью. Силовая установка включает два двухконтурных турбореактивных двигателя Honeywell/ITEC F124-GA-200 производства компании Fiat Avio.

Одной из основных особенностей М-346 является встроенная система имитации тактической обстановки ETTS (Embedded Tactical Training Simulation), которая позволяет для обучения пилотов на М-346 Master имитировать различные сценарии тактической обстановки, а также использовать различные авионику и вооружение.

Видео: Видео демонстрационного полета учебно-боевого самолета Alenia M-346 Master на авиасалоне Фарнборо 2016

 

С самого начала М-346 создавался не только как учебно-тренировочный, но и как учебно-боевой самолет, способный решать задачи штурмовки наземных и перехвата отдельных воздушных целей, а также бороться с кораблями противника и обеспечивать объектовую ПВО. В данном варианте он может нести на девяти внешних узлах подвеску массой до 2994 кг: УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», УАБ/КАБ, обычные бомбы семейства Мк 80, блоки НАР и пушечные контейнеры.

Модификации

  • M-346 — базовая версия самолета
  • T-346A — модификация, поставлемая в ВВС Италии
  • M-346LCA (Light Combat Aircraft) — легкий боевой самолет. Боевой вариант, созданный для замены модификаций Су-17, стоящих на вооружении ВВС Польши.
  • M-346FT (Fighter Trainer) — учебно-боевой самолет. Помимо учебного, оснащен системами управления огнем. Все модификации касаются программного обеспечения.
  • T-100 — модификация, разработанная совместно с General Dynamics для тендера T-X ВВС США.

Схема M-346



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ M-346 Master
Тип Учебно-боевой самолет
Силовая установка 2 ТРДД Honeywell F124-GA-200 тягой по 2.8 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 3 т
Практический потолок 13 700 м
Дальность полета 2000 км (без ПТБ)
Максимальная взлетная масса 9,5 т
Максимальная скорость 1060 км/ч
Размах крыла 9,72 м
Длина 11,49 м
Высота 4,91 м

НОВОСТИ