Jaguar



SEPECAT Jaguar


Галерея Jaguar

Разработчик SEPECAT (British Aircraft Corporation + Breguet)
Первый полет 1968
Единиц произведено 573

 

SEPECAT Jaguar (Ягуар) — европейский истребитель-бомбардировщик, разработанный совместно британским концерном BAC (British Aircraft Corporation) и французской фирмой Breuget в конце 1960-хх годов. Один из первых совместных проектов европейских авиапроизводителей. Выпускался международным консорциумом SEPECAT.

 

История 


В начале 1960-хх у ВВС Франции возникла необходимость в новом учебном самолете. В 1963 году военные представили технические требования к новой машине, добавив к учебным функциям еще и возможности ударного самолета. В это же время Королевские ВВС Великобритании так же занимались изысканиями в области учебного самолета для замены устаревающего Folland Gnat. Параллельно, французские Dassault и Breuget, а так же британские Folland и Hawker Siddeley занимались, практически, одним и тем же проектом. Удачный опыт совместной разработки сверхзвукового пассажирского лайнера Concorde позволил инженерам двух стран скооперироваться. Новый проект назвали Jaguar — Ягуар.

В 1966 году созданный недавно British Aircraft Corporation и Breuget создали совместное предприятие — концерн SEPECAT (от фр. Société Européenne de Production de l’avion Ecole de Combat et d’Appui Tactique — Европейское авиационное производственное объединение по выпуску самолётов боевой и тактической поддержки). В консорциум так же вошли британская Rolls-Royce и французская Turbomeca, задачей которых был двигатель будущего истребителя. Созданием шасси занялись так же французская Messier и британская Dowty (позже они и вовсе объединились в ныне существующий концерн Messier-Dowty).

Сборка прототипов началась почти сразу — в 1966 году. Планировалось создать 10 самолетов — 8 летных и 2 для прочностных испытаний. В 1968 году SEPECAT получил свой главный контракт — 400 истребителей — 200 для Франции и 200 для Британии. Серийный выпуск налаживался на 1 заводе в Тулузе и на 1 заводе Warton Division в Англии. Первый прототип оторвался от земли в 1968 году.

Самолетом заинтересовались Бельгия, Эквадор и Оман. Однако, бельгийцы хотели участвовать в производстве и, получив отказ, занялись локализацией выпуска F-16. Оман и Эквадор же начали получать самолеты в 1970-хх.

Крупнейший же экспортный контракт на Ягуары сулила Индия. Предполагалось 3 этапа: ВВС Индии получают на время 16 британских истребителей для обучения, вторым этапом идет поставка 35 самолетов уже для постоянной службы, третьим же этапом предполагалось развертывание лицензионного производства на заводах HAL в Бангалоре. В конце концов, индусы на родине к 1992 году построили более 100 истребителей Jaguar (в Европе выпуск был завершен в 1986 году.)

Видео: Демонстрационный полет истребителя SEPECAT Jaguar GR3 ВВС Великобритании, авиасалон RIAT 2005

 

Конструкция


SEPECAT Jaguar — цельнометаллический высокоплан, с однокилевым хвостовым оперением. 86% конструкции выполнено из алюминевых сплавов. Так же применяются сталь (шасси) и титан (мотоотсек).

Шасси трестоечное с поворотной передней стойкой. Конструкция шасси позволяет взлетать как с бетонных, так и грунтовых взлетно-посадочных полос.

Силовая установка — два турбореактивных двигателя с форсажными камерами Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 102. Аналогичные двигатели без форсажных камер устанавливаются на учебные самолеты Hawker Hawk.

Истребители оснащены двумя 30-мм пушками DEFA-553 или ADEN Mk4 (разработанными для Люфтваффе еще во время Второй мировой войны). Ракетное вооружение — ракеты Marta-550 воздух-воздух, противолокационные ракеты Marta AS37 или ракеты воздух-поверхность AS30L. Возможно размещение авиабомб калибром до 450 кг. Некоторые штурмовые модификации  ВВС Великобритании могли нести ядерные бомбы WE177.

 

Экплуатация


Всего было выпущено 573 истребителя SEPECAT Jagua разных модификаций. Они ограниченно применялись ВВС Франции и Великобритании во время операций на Ближнем Востоке и в Африке.

Истребители находились на вооружении Франции, Великобритании, Омана, Нигерии, Эквадора и Индии. На 2016 год Ягуары все еще эксплуатируются в составе ВВС Индии.

Схема истребителя Jaguar



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Jaguar
Тип Истребитель-бомбардировщик
Силовая установка 2 ТРДФ Adour Mk 102 тягой по 3.6 тс каждый (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 4,5 т
Практический потолок 12 800 м
Дальность полета 4210 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 15,5 т
Максимальная скорость 1593 км/ч
Размах крыла 8,69 м
Длина 15,52 м
Высота 4,92 м