Saab Draken

Saab Draken J 35


Галерея Draken

Разработчик Saab
Первый полет 1955
Единиц произведено 651

 

Saab J 35 Draken (Сааб Дракен — Дракон) — шведский сверхзвуковой истребитель, разработанный компанией SAAB в середине 1950-хх годов. Эксплуатировался в ВВС Швеции и экспортировался в Австрию, Данию и Финляндию.

 

История 


В конце 1940-хх годов ВВС Швеции заинтересовались технологиями и возможностями создания первого собственного сверхзвукового истребителя. Интерес пересекался с потребностью — стране нужны были самолеты, способные перехватывать околозвуковые бомбардировщики. Учитывая нюансы тех времен надо иметь в виду, что бомбардировщики были носителями ядерного оружия и нельзя было допустить даже единичного сброса. Это стало основой требований к будущему самолету — скорость в 1,7-1,8 Маха, высокая маневренность, высокие характеристики скороподъемности, возможность применять пушки, управляемые и неуправляемые ракеты. При всем этом, самолет должен был быть прост в обслуживании и иметь возможность работать с полос длиной 3 километра и шириной 13 метров. Это требование имело простое объяснение: в Швеции были трассы, имеющие такие прямые участки — самолет с такими характеристиками автоматически получал более 400 ВПП по всей стране.

Такое количество требований было проблемой для разработчиков. Было непонятно, какое крыло применить: стреловидное или треугольное. В конце концов, остановились на проекте R-1250 с крылом двойной стреловидности из которого вырос Дракен.

Такая схема хоть и выглядит довольно экзотично, но она логична для тех условий, которые должен был реализовывать Saab. Обычные на то время компоновки с тонким крылом не позволяли разместить достаточное количество топлива, оборудования и оружия. Изначально инженеры применили треугольное крыло, но возникла проблема центровки (центр тяжести самолета  был сильно отклонен назад). Тогда-то и пришли к схеме двойным углом стреловидности (большая спереди и меньшая в задней части крыла). Получился среднеплан с учетом правил площадей, специфичный внешне, но вполне эффективный.

Из-за больших технологических рисков полноценный прототип решили сразу не создавать. Сначала были изготовлены уменьшенные беспилотные модели. Потом последовал уменьшенный пилотируемый вариант, получивший название Saab 210 Lil Draken — Маленький Дракон. Он впервые взлетел в 1952 году.

Наконец, в 1953 году началась сборка первых 4 прототипов полноценных Дракенов. В 1955 году первый прототип Saab Draken оторвался от земли. Спустя год самолет впервые был продемонстрирован общественности. Серийные поставки начались в 1959 году.

 

Конструкция


J 35 Draken — многоцелевой истребитель. Конструкция — цельнометаллический моноплан с крылом переменной стреловидности. Хвостовое оперение — однокилевое без горизонтальных консолей (безхвостка). Шасси трехопорное с передней поворотной стойкой.

Силовая установка представлена турбореактивным двигателем с форсажной камерой Volvo Flygmotor RM 6C.

Самолет оснащен двумя 30-мм пушками ADEN. На 3 подфюзеляжных и 6 подкрыльевых подвесках могут быть установлены ракеты Marta и Sidewinder, авиабомбы и подвесные топливные баки массой до 4,48 тонн.

Видео: Демонстрационный полет истребителя Saab Draken на авиасалоне Flygdag 2012

 

Модификации

  • J 35A — истребитель-перехватчик — базовый самолет. Было выпущено 90 единиц.
  • J 35B — перехватчик с функционалом применения в качестве бомбардировщика. Оснащался авиабомбами и комплексами НУРС. Выпущено 73 единицы.
  • Sk 35C — двухместный учебно-тренировочный самолет.
  • J 35D — развитие самолетов J 35A и B. Выпускался с 1963 года. Оснащался усовершенствованным двигателем Rolls-Royce Avon 300. Произведено 120 самолетов.
  • S 35E — самолет-разведчик. Вместо вооружений оснащался фотооборудованием. Выпущено 60 самолетов.
  • J 35F — истребитель перехватчик, усовершенствованный из версии D. Имел более совершенный комплекс БРЭО. Выпускался с 1965 по 1972 годы. Произведено 230 единиц.
  • J 35J — модернизации версии F. Имел новый радар и систему распознавания «свой-чужой».
  • Saab 35H — экспортный вариант для поставок в Швейцарию. Не производился.
  • Экспортный вариант, предлагавшийся для поставок в Швейцарию. Ни одного самолёта не было продано.
  • Saab 35XD — вариант для экспорта в Данию
  • Экспортный вариант для ВВС Дании
  • Saab 35XS — вариант для экспорта в Финляндию.
  • Saab 35Ö — поставлялись в ВВС Австрии.

 

Эксплуатация


Saab J 35 Draken был выпущен в количестве 651 самолета. Они стояли на вооружении вплоть до 1998 года в составе ВВС Швеции, Австрии, Дании и Финляндии.

Схема Saab Draken



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Saab Draken
Тип Многоцелевой истребитель
Силовая установка 1 ТРДФ Volvo Flygmotor RM 6C тягой 8 тс (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 2.9 т
Практический потолок 18 000 м
Дальность полета 3 250 км (c ПТБ)
Максимальная взлетная масса 16 т
Максимальная скорость 2125 км/ч
Размах крыла 9.42 м
Длина 15,35 м
Высота 3.89 м

НОВОСТИ