Saab 37 Viggen

Saab 37 Viggen


Галерея Viggen

Разработчик Saab
Первый полет 1967
Единиц произведено 330

 

Saab 37 Viggen (Вигген — удар молнии) — шведский многоцелевой истребитель третьего поколения, разработанный компанией Saab в 1960-хх годах для замены истребителей J 35 Draken. Применялся до 2005 года.

 

История 


Созданный в середине 1950-хх годов истребитель Draken оказался довольно удачной машиной, но, как и большинство своих аналогов того времени имел недостатки, один из которых — плохие взлетно-посадочные характеристики. Этот показатель не слишком беспокоил инженеров из США или СССР, так как обе страны имели обширные территории с возможностью размещения как бетонных, так и грунтовых полос. Однако, родина Дракена — Швеция не могла этим похвастаться. Территория страны довольно большая, но подавляющая ее часть покрыта горами, лесами и реками, где создать крупный аэродром довольно сложно. Это стало причиной важного требования ВВС страны — самолеты должны были иметь возможность взлетать и садиться на участки автомобильных трасс. И это требование было важнейшим при создании нового истребителя третьего поколения.

Работы над новым проектом начались еще в 1958 году, причем, рассматривались варианты и более тяжелого истребителя-бомбардировщика, который должен был иметь возможность применения ядерного оружия, возможность создания которого тогда серьезно рассматривалась. В конце концов ограничились многоцелевым истребителем с возможностью модификаций от перехватчика до бомбардировщика.

При разработке истребителя военные потребовали, что бы самолет мог взлетать и садиться с полосы или трассы длиной всего 500 метров. В то время очень модной стала схема крыла изменяемой стреловидности (тогда разрабатывались знаменитые конкуренты F-111 и Су-24), но шведам она показалась слишком сложной. Решение было найдено в схеме «утка» с переднерасположенным большим горизонтальным оперением — почти полноценным крылом — она позволяла самолету летать даже на очень низких скоростях.

Наконец, в 1961 году было принято официальное решение о развертывании программы, получившей индекс AJ-37. Официальная информация о новом самолете появилась год спустя. К 1965 году был изготовлен макет самолета, названного Viggen — удар молнии.

Первый полноценный прототип взлетел в 1967 году. До конца 1968 года летало уже 3 опытных образца. Тогда же Saab получил контракт министерства обороны на постройку партии из 175 самолетов. Серийные машины начали летать в 1971 году.

 

Конструкция


Saab Viggen — цельнометаллический истребитель, выполненный по схеме «утка» с низко расположенным треугольным крылом двойного угла стреловидности и высоко расположенным крупным передним горизонтальным оперением (ПГО такое крупное, что истребитель иногда называют бипланом). Хвостовое оперение однокилевое без горизонтальных консолей — бесхвостка.

Шасси трехопорное с поворотной передней стойкой — позволяет садиться с вертикальной скоростью до 5 м/с.

AJ-37 оснащается встроенное 30-мм пушкой ADEN. На семи точках подвески самолет способен нести до 5 тонн вооружений разных типов.

Силовая установка представлена двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажной камерой Volvo RM8B. Воздухозаборники боковые нерегулируемые. Имеется трехстворчатое реверсивное устройство, включающееся автоматически при обжатии передней опоры шасси в процессе посадки.

Видео: Демонстрационный полет истребителя Saab Viggen ВВС Швеции на авиашоу Flygfesten 2015

 

Модификации

  • AJ 37 — первый серийный самолет, базовая версия.
  • JA 37 — модификация — истребитель-перехватчик
  • SK 37 — учебно-тренировочный самолет. Имеет тандемную кабину экипажа на 2 человек — пилота и инструктора.
  • SH 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над морским пространством.
  • SF 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над сушей.

 

Эксплуатация


Всего с 1970 по 1990 годы было выпущено 330 истребителей Saab Viggen. Самолеты не экспортировались и в полном составе служили в ВВС Швеции. Были полностью заменены истребителями JAS-39 Gripen и сняты с эксплуатации в 2005 году.

Схема Saab 37 Viggen



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Saab 37 Viggen
Тип Многоцелевой истребитель
Силовая установка 1 ТРДФ Volvo RM8B тягой 12.74 тс (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 5 т
Практический потолок 18 000 м
Дальность полета 2 000 км (c ПТБ)
Максимальная взлетная масса 16 т
Максимальная скорость 2231 км/ч
Размах крыла 10.60 м
Длина 16.40 м
Высота 5.90 м

НОВОСТИ