J-7

Chengdu J-7


Галерея J-7

Разработчик ОКБ МиГ, CAIG
Первый полет 1966
Единиц произведено (2016) Более 2500

 

Chengdu J-7 (Чэнду J-7) — китайский многоцелевой истребитель, разработанный концерном Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) на базе советского истребителя МиГ-21. Экспортируется под индексом F-7.

 

История 


История первого китайского сверхзвукового самолета началась не в Китае. В 1956 году ОКБ Микояна и Гуревича создали самолет, ставший одной из признанных легенд авиации — взлетел МиГ-21. Уже в 1959 году самолет был принят на вооружение и поступил в ВВС СССР.

В 1961 году на волне теплых взаимоотношений между Советским Союзом и Китаем было решено организовать лицензионное производство этих самолетов в КНР — ВВС НОАК остро нуждались в эффективном и массовом истребителе. Пекин получил несколько готовых истребителей МиГ-21Ф-13 и двигателей Р-НФ-300 для них. Однако, на этапе передачи материалов политический фон взаимодействия двух коммунистических держав сильно испортился и СССР отозвали лицензию, а работа была немедленно прекращена.

Однако, у Китая выбора не было — молодая авиапромышленность еще не имела компетенций по созданию машин такого класса, а брать технологии было не у кого. Было решено довести свою версию МиГ-21 собственными силами на основе данных, которые были получены до разрыва отношений — новый проект под наименованием J-7 был инициирован на мощностях заводов в Гуанчжоу в 1964 году.

Работа была крайне сложной требовала огромного количества ресурсов: у китайцев не было большой части данных, информации о материалах, а так же технологических карт для производства самолетов. Тем не менее, в 1966 году первый прототип оторвался от земли.

Испытания продолжались полтора года и несколько раз едва не заканчивались катастрофами. Но, новорожденный J-7 все же доказал свою состоятельность, оказавшись вполне достойным истребителем, хоть и уступавшим в то время крайним версиям МиГ-21. Главная же его проблема была в двигателе: китайский WP-7 (копия советского Р-11Ф-300) конструкционно повторял прародителя, но материалы применялись те, какие были у Китая на тот момент — в итоге, ресурс их едва дотягивал до 100 летных часов.

Кроме того, из-за недостатка финансов ВВС НОАК не могли сразу закупить достаточное количество истребителей. Для восполнения пробелов в поставках, самолеты под наименованием F-7 начали поставляться на экспорт.

В рамках идеологии «большого скачка» Компартия КНР требовала как можно скорее насытить армию новейшей техникой. Помимо Гуанчжоу, серийное производство было развернуто на заводе в Шеньяне (ныне Shenyang Aircraft Corporation) и в Ченду (ныне Chengdu Aircraft Industry Group).

В начале 1970-хх из-за внутриполитических событий в Китае производство самолетов временно прекращалось, однако, J-7в течение долгих лет был основным истребителем ВВС НОАК.

 

Конструкция


J-7 конструкционно почти полностью повторяет МиГ-21. Это цельнометаллический моноплан с среднерасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Шасси трехопорное, с поворотной передней стойкой.

Крыло имеет двойную стреловидность по передней кромке (57 и 42 градусов) и обратную стреловидность по задней кромке в концевой части. Имеются односекционные маневренные пред-крылки, положение которых автоматически регулируется в зависимости от угла атаки, скорости и высоты полета.

Силовая установка — турбореактивный двигатель с форсажной камерой Liyang Wopen-13F (WP13F).

На самолете J-7E имеется две 30-мм встроенные пушки. На четырех подкрыльевых и подфюзеляжном узлах подвески могут размещаться две ракеты класса “воздух-воздух” малой дальности PL-2, PL-2A, PL-5, PL-7 и PL-9 китайского производства, а также западные УР Matra Magic R550, четыре AIM-9P Sidewinder.

Для действий по назем-ным целям самолет может брать на борт до четырех блоков НАР HF-7C  и Тип 90-1. Бомбардировочное вооружение может включать до двух свободнопадающих бомб массой до 500 кг или до четырех бомб по 250 кг. Под крылом могут подвешиваться два ПТБ по 480 л, а под фюзеляжем — один бак на 800л.

Видео: Видео подготовки и вылета истребителя F-7 (экспортный Chengdu J-7) ВВС Бангладеш

 

Эксплуатация


Истребители модели J-7, не смотря на свой возраст, по прежнему серийно выпускаются. На 2016 год было поставлено более 2500 единиц, что делает его одним из самых массовых самолетов мира. Истребители под индексом F-7 поставляются на экспорт.

С момента принятия на вооружение, J-7 и F-7 участвовали в нескольких локальных конфликтов в Азии и Африке. ВВС НОАК использовали эти машины в войне с Вьетнамом в 1979 году.

Схема истребителя J-7



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Chengdu J-7 (модификация G)
Тип Многоцелевой истребитель
Силовая установка 1 ТРДФ WP-13F тягой 6,5 тс (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 1,4 т
Практический потолок 18 800 м
Дальность полета 1 250 км
Максимальная взлетная масса 9,1 т
Максимальная скорость 2175 км/ч
Размах крыла 8,32 м
Длина 14,89 м
Высота 4,1 м

НОВОСТИ