L-15

Hongdu L-15


Галерея L-15

Разработчик Hongdu
Первый полет 2006
Стоимость единицы (2008) $14,6 млн

 

Hongdu L-15 — китайский учебно-боевой самолет, разработанный фирмой Hongdu в сотрудничестве с ОКБ Яковлева в 2000-х годах. Предполагается, как будущий основной учебный самолет ВВС НОАК.

 

История 


К концу 1990-хх годов ВВС НОАК столкнулись с той же проблемой, которая возникла у многих крупных авиационных держав: истребители становились все сложнее и уже имеющиеся учебные самолеты не могли подготовить летчиков к пилотированию этих машин. Существовали учебно-боевые модификации истребителей, но их эксплуатация обходилась слишком дорого для военно-воздушных академий. В конце концов, китайцы приняли решение создать новую «летающую парту».

Первая информация о новом самолете появилась на авиашоу в Пекине в 2001 году. Концерном HAIC (Hongdu Aviation Industry Group) была представлена масштабная модель самолета под индексом L-15. Это был легкий, двухдвигательный самолет, способный разгоняться до 1,4 Маха и, ограниченно, выполнять боевые задачи. Позднее, появилась информация о технической начинке самолета и двигателях: китайском WS-11 или украинском АИ-25.

Создать новейший самолет, способный обучать пилотов для истребителей 4 и, в будущем, 5 поколений было задачей очень сложной. Для достижения максимальных результатов концерн Hongdu стал сотрудничать с российским ОКБ Яковлева, который в то время работал над своим УБС — Як-130. ОКБ Яковлева консультировали китайских коллег и осуществляли техническое сопровождение проекта. Не смотря на то, что за базу был принят проект L-15, влияние проекта Як-130 очевидно из-за явного внешнего сходства машин. Тем не менее, китайский самолет имеет значительные отличия в ряде систем и силовой установке: в отличие от российского аналога, L-15 — сверхзвуковой самолет.

Выкатка первого прототипа была проведена на заводе Hongdu в 2005 году. Год спустя самолет впервые взлетел. Вскоре, к нему присоединился второй борт (еще один проходил статические испытания).

За пределами Китая самолет был впервые предствлен в подмосковном Жуковском на авиасалоне МАКС-2009.

Видео: Демонстрационный полет учебно-боевого самолета Hongdu L-15

 

Конструкция L-15


Hongdu L-15 — цельнометаллический моноплан с среднерасположенным крылом. Крыло имеет вигреобразующий наплыв в месте соединения с фюзеляжем. В отличие от Як-130, задняя кромка крыла имеет обратную стреловидность. Самолет выполнен, преимущественно, из алюминиевых сплавов.

Шасси трехопорное с передней поворотной стойкой. Хвостовое оперение однокилевое. На верхней поверхности фюзеляжа имеется воздушный тормоз. Кабина пилотов двухместная, тандемного типа.

Силовой установкой для самолета стал двигатель АИ-222 украинского производства. Двигатели оснащены форсажными камерами и разгоняют самолет до скорости в 1,4 Маха. В 2011 году Китай заказал для  своего проекта 250 двигателей. Это был один из контрактов большого набора сделок: всего, Мотор-Сич имеет контракты на несколько тысяч этих двигателей с поставками в Поднебесную на десятилетия вперед.

L-15 способен нести до 3 тонн вооружений на шести узлах подвески. В состав вооружений входят ракеты воздух-воздух, а так же неуправляемые ракеты и авиабомбы.

Схема L-15



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Hongdu L-15
Тип Учебно-боевой самолет
Силовая установка 2 ТРДФ АИ-222-25Ф тягой по 4,2 тс (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка 3 т
Практический потолок 16 500 м
Дальность полета 3 100 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 9,5 т
Максимальная скорость 1479 км/ч
Размах крыла 9,48 м
Длина 12,27 м
Высота 4,81 м

НОВОСТИ