Mitsubishi X-2



Mitsubishi X-2 Shinshin


Галерея X-2

Разработчик Mitsubishi
Первый полет 2016
Единиц произведено (2016) 1 прототип

 

Mitsubishi X-2 Shinshin (Мицубиси Х-2 Синсин — Дух) — истребитель — демонстратор технологий, разрабатываемый центром TRDI и концерном Mitsubishi Heavy Industries. Первый истребитель-невидимка, созданный в Японии.

 

История 


К началу XXI века ВВС Японии испытывали потребность в модернизации устаревающего парка истребительной авиации, представленной, в основном, японскими модификациями истребителей F-4, F-16 и F-15. Изначально, планировалось заключить специальный договор с США по поставке F-22 Raptor, но запрет Конгресса США на экспорт этих истребителей был категоричным и даже ближайшие союзники не добились исключения для них.

Предложенный американцами F-35 закрывал часть потребности и был заказан. Однако, многофункциональность, в данном случае, оказалась вредна — она идет в ущерб возможностям самолета в завоевании превосходства в воздухе. Геополитически, Япония не стремиться нападать или бомбить кого-то (во время Второй Мировой уже наделали дел), а вот защищаться ей надо — усиливающиеся ВВС Китая сулят проблемы в будущем и Страна восходящего Солнца должна доминировать в воздухе у своих границ. Было решено создать собственный истребитель для решения этой задачи.

Исследования были развернуты в начале века. В 2006 году TRDI (Technical Research & Development Institute — Институт технических исследований и разработок) создал несколько масштабных летающих моделей (масштаб 1/5) для определения оптимального облика самолета. В 2007 году Минобороны страны официально запустили исследовательский проект нового истребителя, получившего обозначение ATD-X (Advance Technology Demonstrator-X).

В 2009 году главным промышленным исполнителем проекта был выбран концерн Mitsubishi Heavy Industries, который сразу приступил к подготовке производственной площадки для будущего истребителя. Через несколько лет в интернете начали появляться первые фотографии модели демонстратора.

Прототип X-2 совершил свой первый полет 22 апреля 2016 года на аэродроме Нагоя. Вообще, самолет в Японии известен под именем Shinshin — Дух, хотя официально Министерство обороны страны это имя не признает, называя проект ATD-X или X-2.

Планируется, что все необходимые технологии и решения будут отработаны на самолете уже к 2018 году и на их основе начнутся работы по созданию первого японского истребителя F-3. Предполагается, что F-3 появится к 2027 году и будет одним из первых в мире истребителей пятого, а по ряду технологий — шестого поколения.

Mitsubishi X-2 Shinshin — японский истребитель 5 поколения. Видео канала Skyships

 

Конструкция


Mitsubishi X-2 — цельнометаллический моноплан с среднерасположенным ромбовидным крылом и V-образным хвостовым оперением. Шасси трехопорное с передней поворотной стойкой. Самолет создан с учетом требований концепции Стелс.

Габаритно X-2 близок к шведскому истребителю Saab JaS-39 Gripen, но конструкционно имеет множество общих черт с американскими истребителями пятого поколения. Самолет имеет длину около 14,2 метров и размах крыла в 9,1 метр. При этом Японские СМИ в разное время сообщали о взлетной массе самолета от 9 до 13 тонн.

Силовая установка — два турбореактивных двигателя с форсажными камерами. Оснащены отклоняемым в любой плоскости вектором тяги. Отклонение осуществляется давлением на реактивную струю лопатками, закрепленными возле сопел двигателей (нечто похожее когда-то имелось на демонстраторе Rockwell X-31).

Японские двигатели IHI XF5 создают совокупную максимальную тягу в 10 тс, что делает их одной из самых мощных силовых установок при учете малой массы самого самолета (13-тонный ATD-X имеет тягу 10 тс, близкий ему 14-тонный JaS-39 Gripen имеет максимальную тягу в 8,2 тс). В первую очередь это, естественно, позволяет самолету иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость.

X-2 — один из первых истребителей, на котором отрабатывается оптико-дистанционная система управления (fly-by-optics). Большинство кабелей этой системы заменена на оптоволокно, что позволяет значительно увеличить объем передаваемой информации, а так же защитить систему от электромагнитных помех.

В дополнение к методикам пассивного обеспечения концепции Стелс, на самолете отрабатывается комплекс Multifuction RF Sensor — фактически, все покрытие самолета содержит в себе микроантенны, анализирующие сигнал локаторов и создающие сигнал противодействия и подавления. Активная Стелс-технология позволит самолету быть невидимым в намного более широком спектре в сравнении с современными истребителями пятого поколения.

Кроме того, одной из самых крупных инноваций, отрабатываемых на самолете является комплекс Self-Repairing Flight Control Capability. Ее суть в том, что вся конструкция самолета наполняется огромным количеством датчиков и анализаторов, следящих за состоянием всех систем и элементов. В случае отказа или повреждения, бортовой компьютер перестраивает систему так, что бы функции потерянного элемента были переложены на остальные. Предполагается, что это значительно повысит живучесть будущих истребителей.

Схема Mitsubishi X-2



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Mitsubishi X-2 (предположительные)
Тип Многоцелевой истребитель
Силовая установка 2 ТРДФ XF5-1 тягой по 4,99 тс (на форсаже)
Максимальная боевая нагрузка
Практический потолок
Дальность полета 2 900 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 9,7 т
Максимальная скорость 2475 км/ч
Размах крыла 9,1 м
Длина 14,2 м
Высота 4,5 м