CH-53 Sea Stellion



Sikorsky CH-53 Sea Stellion


Галерея CH-53

Разработчик Sikorsky
Первый полет 1964
Единиц произведено (2015) 522

 

CH-53 Sea Stellion (Сикорский CH-53 Си Стеллион) — американский многоцелевой тяжелый транспортный вертолет, созданный фирмой Sikorsky Aircraft  в середине 1960-хх.

 

История CH-53


В 1960 году Корпус морской пехоты США начали разработку требований к новому транспортному вертолету. Имевшийся тогда на вооружении вертолет CH-37 Mojave устарел и не имел характеристик, нужных военным.

Совместно с другими структурами ВС США, они инициировали проект первого конвертоплана XC-142, но, как оказалось, тогдашний уровень технологий был недостаточен — машина, в случае принятия на вооружение, была бы слишком сложна, дорога и ненадежна. От проекта отказались.

В 1962 году ВМС США инициировали новый проект Heavy Helicopter Experimental — HHX. Он уже предполагал создание классического вертолета, который должен был нести до 3,6 тонн груза. Так же, HHX должен был иметь возможность модификации в штурмовой транспорт, машину эвакуации техники, VIP-борт, медицинский вертолет и так далее.

Boeing предложил модернизированную версию своего CH-47 Chinook, компания Kaman Aircraft предложила проект Fairey Rotodyne, разрабатываемый ими совместно с британцами, а Sikorsky представил так же модернизированный вариант S-61R. Проект Kaman, вскоре, был закрыт из-за закрытия британской части работы Лондоном. Не смотря на множество достоинств, проект Boeing так же проиграл. В июле 1962 года контракт получил Сикорский.

Изначальный план создания четырех прототипов пришлось сократить из-за сокращения бюджета морпехов. Но, фирме удалось провести все необходимые работы на двух созданных YCH-53A (один был направлен на прочностные испытания, второй полетел).

Тем не менее, работа гладкой не получилась. У фирмы Sikorsky в то время возник дефицит инженерных кадров, подрядчики периодически подводили, а представители Пентагона добавляли новые требования к машине. К этому добавлялось стремление министра обороны Роберта Макнамары к унификации военной техники и потребовалось время, что бы убедить его в том, что боинговский Чинук морской пехоте не подходит.

Наконец, в 1964 году первый летный прототип CH-53 оторвался от земли с опозданием в 4 месяца от плана. К тому времени военные уже подписали контракт на 16 вертолетов — в 1966 году они начали получать первые машины.

С тех пор вертолеты приняли участие во всех военных конфликтах, в которых участвовали США. Машины многократно модифицировались и выпускаются до сих пор, хотя базовые CH-53 были сняты с вооружения еще в 1989 году. С 2014 года Sikorsky выпускает новейшую модификацию CH-53K King Stellion.

Описание: перевозка личного состава и вооружения Морской пехоты США вертолетами CH-53 Sea Stellion

 

Конструкция CH-53


CH-53 Sea Stellion — тяжелый транспортный вертолет, выполненный по классической одновинтовой схеме с шестилопастным несущим винтом и хвостовым рулевым винтом. Конструкционно близок к вертолету Sikorsky S-61R.

Вертолет выполнен из алюминиевых сплавов и композиционных материалов. Не смотря на то, что CH-53 не является амфибией, фюзеляж у него водонепроницаемый и вертолет может, в случае аварии, приводниться. Имеет трехопорное убирающееся шасси с поворотной передней опорой. В задней части фюзеляжа имеется опускаемая грузовая аппарель. Опционально, вертолет оснащается двумя пулеметами M60, расположенными по бокам фюзеляжа.

Силовая установка: два турбовальных двигателя General Electric T64-6 мощностью по 2850 л.с. каждый. Со временем, двигатели менялись и в нынешних вертолетах (в основном CH-53D) устанавливаются моторы T64-GE-413 мощностью 3925 л.с.

Вертолет имеет порядка 20 модификаций, в том числе и гражданских, а так же кастомизированные версии в зависимости от заказчика.

 

Эксплуатация CH-53


За все время было выпущено более 500 вертолетов CH-53 разных версий, большая часть которых находятся на вооружении ВС США, Германии, Австрии, Мексики, Израиля, Ирана.

Схема вертолета CH-53 Sea Stellion



Характеристики вертолетов CH-53 Sea Stellion (модификация CH-53D)
Тип тяжелый транспортный вертолет
Силовая установка два General Electric T64-GE-413 мощностью 3925 л.с. каждый
Полезная нагрузка 5,78 тонн, 38 солдат или 24 раненых на носилках
Практический потолок 5105 м
Дальность полета 422 м (1161 км перегоночная)
Максимальная взлетная масса 19 тонн
Крейсерская скорость 278 км/ч
Диаметр главного винта 22,02 м
Длина 26,88 м
Высота 5,22 м