AW109



Agusta Westland AW109


Галерея AW109

Разработчик Agusta Westland
Первый полет 1971
Единиц произведено (2015) более 580
Стоимость единицы (2015) $6,3 млн

 

Agusta Westland AW109 — семейство легких многоцелевых вертолетов, спроектированных фирмой Agusta Westland (дочерняя фирма концерна Leonardo-Finmeccanica) в начале 1970-хх. Выпускается серийной с 1976 года и является базовым для нескольких других моделей вертолетов Agusta.

 

История AW109


В конце 1960-хх годов Agusta создала вертолет A109 — легкий, однодвигательный вертолет для коммерческого применения. Но, в то время тяга двигателей и надежность были еще не на очень высоком уровне и было решено создать на базе A109 новый вертолет с двумя двигателями Allison 250. Первые прототипы были собраны в 1971 году и  совершили первые полеты. На доводку и сертификацию ушло несколько лет — в 1975 году Agusta A109 получил сертификаты.

В 1976 году вертолет официально вышел на рынок и начал поставляться. Он был прямым конкурентом лидера этого сегмента — вертолета Bell 206. Но итальянец имел преимущество в скорости, надежности и вместительности. Так же, A109 был представлен в военной версии с оборудованием, которое производилось в Европе для локализованных вертолетов Hughes (в частности, ракетных систем TOW воздушного базирования).

Успешный выход модели позволил уже в 1981 году провести модернизацию. Был создан A109A Mk2 с более вместительной кабиной. В 1993 году A109 K2 получил новые двигатели Turbomeca Arriel 1K1. Потом последовал A109 Power с двигателями Pratt&Whitney Canada PW206. К 2008 году этот вертолет летал уже в 48 странах. Было создано множество модификаций вертолета. В 2014 году Agusta Westland инициировала работу над новейшим AW109 Trekker. Он получит полозковые шасси (впервые у Agusta Westland), комплекс управления FADEC и двигатели PW207C, авионику поставит Genesys Aerospace, которая позволит управлять вертолетом в одиночку.

 Описание: учебный взлет вертолета AW109

 

Конструкция AW109


Agusta Westland AW109 — легкий двухдвигательный коммерческий вертолет, выполненный по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический полумонокок, выполненный, преимущественно, из алюминиевых сплавов. Шасси убирающееся, трехопорное с носовым самоориентирующимся колесом.

Шесть пассажиров располагаются в креслах в два ряда. Вертолет может управляться одним пилотом, поэтому, второе кресло в кабине может быть занято седьмым пассажиром. Пассажирская кабина имеет двери с каждой стороны. Багажный отсек расположен в задней части пассажирской кабины. Кабина снабжена стандартной системой обогрева и вентиляции. В санитарном варианте в кабине устанавливаются двое носилок в два яруса крестообразно, кресла для двух сопровождающих и медицинское оборудование. В спасательном варианте могут быть установлены сдвижные двери.

Несущий винт четырехлопастный. Рулевой винт полужесткий. Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапециевидной формы.

Силовая установка- два турбовальных двигателя установленных в горизонтальном положении позади вала несущего винта, разделены противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем.

Модификации

  • AW109A— базовая модификация, в июне 1981 года на вертолёте были установлены мировые рекорды скороподъёмности;
  • AW109A Mk.2— развитие вертолёта A109A с большим по размерам фюзеляжем и ГТД Allison 250-C20 взлётной мощностью по 380 л.с., поставки начались в 1981 году;
  • AW109Cи A109CM — усовершенствованные варианты вертолёта с увеличенной взлётной массой до 2700 кг и несущим винтом с лопастями из композиционных материалов
  • AW109EOA— лёгкий разведывательный и боевой вертолёт, может использоваться для наведения и управления, радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы, для полицейской службы, а также на флоте в качестве противолодочного вертолёта;
  • AW109K— вертолёт с более мощными двигателями Turbomeca Arriel 1K1, имеет лучшие высотные характеристики и приспособлен для эксплуатации в условиях жаркого климата, предназначен для военного применения на Ближнем Востоке и в Африке;
  • AW109KM— военный вариант вертолёта A109K, может использоваться как противотанковый и разведывательный для управления связи;
  • AW109KN— палубный вариант для загоризонтного целеуказания вооружён противокорабельными управляемыми ракетами;
  • AW109K2— поисково-спасательный вариант для полиции Швейцарии, заказавшей 15 вертолётов, снабжён спасательной лебёдкой грузоподъёмностью 200 кг и грузовым крюком, сертифицирован в 1996 году;
  • AW109F— развитие A109E со стеклянной кабиной;
  • AW109PM— военный вариант A109E с ГТД Пратт-Уитни PW206C, в варианте с вооружением заказан для частей береговой охраны США;
  • AW109E(AW109Power) — современная модель. Впервые был представлен на авиакосмической выставке в Париже в 1995 году, снабжён ГТД Пратт-Уитни Канада PW206C, несущий винт имеет титановую втулку с эластомерными подшипниками;
  • AW109S— GRAND — новая модификация A109E Power. Взлётная масса 3175 кг.

Эксплуатация AW109


Вертолет Agusta Westland AW109 — один из самых удачных коммерческих вертолетов, созданных в Европе. Не смотря на то, что впервые он взлетел в 1971 году, он по-прежнему поставляется и активно модернизируется, что дает ему высокие экономические и летные характеристики. К 2015 году было выпущено более 580 вертолетов этой модели — сотни машин находятся в военном пользовании, авиакомпаниях, парках корпоративных вертолетов и в частном пользовании в более, чем 48 странах мира.

Схема вертолета AW109



Характеристики вертолетов AW109 (модель AW109E)
Тип Легкий вертолет
Силовая установка два Pratt & Whitney Canada PW206C мощностью по 640 л.с. каждый
Полезная нагрузка 1 пилот и 6-7 пассажиров
Практический потолок 5974 м
Дальность полета 964 км с ПТБ
Максимальная взлетная масса 3 тонны с подвеской
Крейсерская скорость 285 км/ч
Диаметр главного винта 11 м
Длина 13,04 м
Высота 3,5 м