Alouette II



Aerospatiale Alouette II


Галерея Alouette II

Разработчик Sud Aviation / Aerospatiale
Первый полет 1955
Единиц произведено (1956-1975) более 1300

 

Aerospatiale Alouette II (фр. Жаворонок) — легкий многоцелевой вертолет, разработанный французской фирмой Sud Aviation в начале 1950-хх. После реорганизации бизнеса, производился обновленным концерном Aerospatiale. Первый серийный вертолет в мире, использовавший газотурбинный двигатель.

 

История Alouette II


История вертолета является прямым продолжением его так и не вышедшего предшественника. В начале 1950-хх годов Sud Aviation создали вертолет SE 3120, впервые оснащенный газотурбинным двигателем. Это был потрясающий на тот момент вертолет, побивший все рекорды скорости и дальности полета. Но он оказался слишком сложным и дорогим, и не мог быть выведен на рынок (было создано 2 прототипа). Однако, его потенциал был очевиден и фирма продолжила работу для доведения этой машины для вывода на рынок.

Этой работе очень помог возросший интерес со стороны правительства Франции. Sud получили финансирование в обмен на гарантии, что вертолет будет выпущен в течение двух лет. Активнее всего продолжались работы по улучшению газотурбинного двигателя. Создание нового двигателя Artouste стало в то время началом истории Turbomeca — ныне, крупной двигателестроительной фирмы в составе концерна Safran.

В 1955 году прототип SE3130, названный Alouette II, совершил первый полет. Через полгода прототип побил очередной рекорд, набрав высоту 8,2 км. Sud Aviation активно демонстрировали уникальные характеристики своего детища для получения большого количества заказов.

В 1956 году первый серийный борт покинул завод производителя и стал вообще первый в мире серийным вертолетом, оснащенным газотурбинным двигателем.

 Описание: видео полетов венгерского вертолете Alouette II над Будапештом

 

Конструкция Alouette II


Aerospatiale Alouette II — легкий однодвигательный вертолет, выполненный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. Хвостовая балка вертолета имеет ферменную конструкцию. Шасси полозковое. Винт трехлопастный.

Силовая установка — один турбовальный двигатель Turbomeca Artouste IIC6 мощностью 530 л.с.

Модификации

  • SE 3130 Alouette II– базовая модель. После 1967 года назывался SA 313B Alouette II.
  • SE 3131 Gouverneur– бизнес-версия вертолета с закрытой хвостовой балкой. От выпуска отказались в пользу новой модели Alouette III.
  • SE 3140 Alouette II– улучшенная версия с двигателем мощностью 400 л.с. Серийно не выпускался.
  • HKP 2 Alouette II– лицензионная версия, выпускавшаяся в Швеции.
  • SA 318C Alouette II Astazou– модификация с двигателем Turbomeca Astazou IIA мощностью 550 л.с. Часть систем вертолета применалясь при создании Alouette III
  • SA 318C Alouette II(ранее SE 3180 Alouette II) – после 1967 года — SE 3150.
  • SA 315B Lama– модификация, специально созданная для Вооруженных сил Индии. Была адаптирована для высотных полетов в жару.

 

Эксплуатация Alouette II


Вертолет Aerospatiale Alouetee II считается прорывной машиной своего времени. В 1958 году он снова побил рекорд высоты: во-время испытаний в Альпах, модель набирала высоту в 10,9 км. Он пользовался заслуженной популярностью у эксплуатантов: за почти 20 лет производства было выпущено более 1300 вертолетов этой модели. Он находился в парке военных, гражданских и спасательных служб большинства западноевропейских стран, а так же множества других государств. На 2016 год он все еще находится на вооружении Туниса и Перу.

В конце концов, в 1969 году начался выпуск Aerospatiale SA 315B Lama, который пришел на смену «жаворонку» на рынке высотных вертолетов.

Схема вертолета Alouette II



Характеристики вертолетов Alouette II
Тип Легкий многоцелевой вертолет
Силовая установка Один Turbomeca Artouste IIC6 мощностью 530 л.с.
Полезная нагрузка 4 человека
Практический потолок 2,3 км
Дальность полета 565 км
Максимальная взлетная масса 1,6 тонн
Крейсерская скорость 170 км/ч
Диаметр главного винта 10,2 м
Длина 9,66 м
Высота 2,75 м