SA 321 Super Frelon



Aerospatiale SA 321 Super Frelon


Галерея SA 321

Разработчик Sud Aviation / Aerospatiale
Первый полет 1962
Единиц произведено (1962-1981) 110

 

Aerospatiale SA 321 Super Frelon (шершень) — тяжелый трехдвигательный транспортный вертолет, разработанный французской фирмой Sud Aviation (позднее Aerospatiale) в начале 1960-хх. На 2017 год продолжает выпускаться по лицензии в Китае под индексом Z-8.

 

История SA 321


В конце 1950-хх годов фирма Sud Aviation активно разрабатывала тяжелый транспортный вертолет для нужд Франции и на экспорт. Итогом этих работ была модель SE.3200 Frelon, отличающаяся превосходными летными характеристиками. Однако, чрезмерная дороговизна и сложность вертолета заставила разработчика остановиться на создании двух летных прототипов. В конце концов, уже в начале 1960-хх на базе этих прототипов-демонстраторов был создан новый вертолет, получивший название Super Frelon.

В разработке обеих моделей участвовал американский Sikorsky (создал шестилопастный несущий винт и пятилопастный рулевой винт), а так же итальянский Fiat, создававший трансмиссию.

Первый полет Super Frelon совершил в 1962 году. Год спустя взлетела улучшенная модификация, которая побила рекорд скорости для вертолетов того времени — 350 км/ч.

Сразу были созданы и военная и гражданская модификации этого вертолета. Вертолеты активно закупались различными службами Франции, а так же экспортировались в Израиль, ЮАР, Ливию, Ирак и КНР.

 Описание: видео из кабины экипажа пролетающего вертолета SA 321 Super Frelon

 

Конструкция SA 321


Aerospatiale Super Frelon — тяжелый транспортный вертолет, выполненный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. Несущий винт шестилопастный, рулевой винт имеет 5 лопастей. Шасси колесное, трехопорное с поворотной передней стойкой.

Силовая установка: три турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IIIC мощностью по 1570 л.с. каждый.

Военный вариант выпускался в качестве транспорта, противолодочного и противокорабельного вертолета. Транспортная версия могла вместить до 38 оснащенных солдат или 15 носилок с раненными.

Морские модификации оснащались навигационными комплексами, радарами и 50-метровыми спасательными тросами. Часто оснащались 20-мм пушками, средствами противоракетной защиты, лазерными дальномерами и так далее. Так же имели штанги дозаправки в воздухе.

Модификации

  • SE.3200 Frelon — прототип демонстратор технологий, оснащенный 800-сильными двигателями Turbomeca Turmo IIIB и четырехлопастным несущим винтом. Было создано два прототипа.
  • SA 321 — предсерийная версия Super Frelon
  • SA 321G — противолодочная модификация для ВМС Франции
  • SA 321Ga — многоцелевой штурмовой и транспортный вариант для ВМС Франции
  • SA 321GM — экспортная версия для Ливии
  • SA 321H — экспортная версия для Ирака. Оснащался противокорабельными ракетами Exocet
  • SA 321F — коммерческая модификация, вмещающая 34-37 пассажиров
  • SA 321J — коммерческая транспортно-пассажирская версия, вмещающая до 27 пассажиров
  • SA 321Ja — улучшенная версия SA 321J
  • SA 321K — экспортная версия для Израиля
  • SA 321L — экспортная версия для ЮАР
  • SA 321M — экспортная версия для Ливии
  • Changhe Z-8 — модификация, выпускаемая в КНР с двигателями Lan Xiang WZ6
  • Changhe Z-8A — армейский транспорт на базе Z-8
  • Changhe Z-8F — модификация Z-8 с двигателями Pratt&Whitney PT6B-67A
  • Changhe Z-8AEW — улучшенная версия Z-8, с новым комплексом БРЭО

 

Эксплуатация SA 321


Всего было выпущено 110 вертолетов Super Frelon (не считая модель Z-8). Они активно применялись странами, владеющими этими вертолетами, в первую очередь, Израилем и Ираком.

Схема вертолета SA 321



Характеристики вертолетов SA 321 Super Frelon
Тип Тяжелый транспортный вертолет
Силовая установка Три Turbomeca Turmo IIIC мощностью по 1570 л.с. каждый
Полезная нагрузка 38 солдат или до 5 тонн груза
Практический потолок 3,15 км
Дальность полета 1020 км
Максимальная взлетная масса 13 тонн
Крейсерская скорость 249 км/ч
Диаметр главного винта 18,90 м
Длина 23,03 м
Высота 6,66 м