SA 330 Puma

Aerospatiale SA 330 Puma


Галерея SA 330

Разработчик Sud Aviation / Aerospatiale
Первый полет 1965
Единиц произведено (1968-1987) 697

 

Aerospatiale SA 330 Puma (Пума) — средний, двухдвигательный многоцелевой транспортный вертолет, разработанный французской фирмой Sud Aviation, а после реорганизации производившийся фирмой Aerospatiale. Помимо Франции, так же выпускался в Великобритании, Индонезии, Румынии и ЮАР. Является базовым для созданных позже моделей AS332 Super Puma и AS532 Cougar.

 

История SA 330


Вертолет SA 330 Puma изначально разрабатывался фирмой Sud Aviation для французской армии, которая, в то время, нуждалась в среднеразмерном всепогодном вертолете, способно перевозить до 20 солдат, а так же различные грузы. После проведения исследований о возможности модификации одного из уже созданных вертолетов, было решено создать совершенно новую модель. Работа была начата в 1963 году и должна была быть выполнена в минимальные сроки.

Первые прототипы вертолетов Puma были собраны в 1965 году, тогда же один из них впервые взлетел. До 1968 года было подготовлено производство и выпущено еще шесть предсерийных машин. Год спустя начались поставки.

Вертолет был весьма удачным и быстро привлек к себе внимание из за границы. В 1967 году Puma была выбрана в качестве основного среднего транспорта Королевскими ВВС Великобритании. Для британцев была создана модификация Puma HC Mk 1.А — модель выпускалась по лицензии фирмой Westland Helicopters. В дальнейшем, это сотрудничество привело к новому «обмену вертолетами»: французы начали закупать вертолеты Westland Lynx, а британцы — Aerospatiale Gazelle.

SA 330 был очень популярен на мировом рынке. Помимо продаж военных модификаций, покупатели так же интересовали и гражданскими, особенно нефтяными компаниями, осваивавшими морские месторождения. Большую часть 1970-хх, Puma была самым продаваемым вертолетом, производящимся в Европе.

К лицензионному производству вертолетов подключилась и Румыния, которая уже имела опыт работы с Aerospatiale. Лицензионная версия выпускалась под индексом IAR 330 и поступала в состав вооруженных сил страны, гражданских служб. Так же, выпуск этих вертолетов ограниченными партиями был налажен в Индонезии и ЮАР, причем южно-африканский концерн Atlas Aircraft продолжал производить и модифицировать эти вертолеты под индексом Oryx вплоть до 1990-хх.

В 1974 году Aerospatiale начал работы по модернизации своей главной модели. Итогом этого проекта стал обновленный вертолет AS332 Super Puma. Он пришел на смену базовой модели в 1987 году и выпускается до сих пор (2017 год).

 Описание: видео демонстрационного полета вертолета SA 330 Puma

 

Конструкция SA 330


Aerospatiale AS 330 Puma — средний транспортный вертолет, выполненный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом.

Фюзеляж вертолета цельнометаллический, типа полумонокок. Носовую и центральную его части занимают двухместная кабина летчиков и грузовая кабина, разделенные противопожарной перегородкой. Задняя часть фюзеляжа переходит в хвостовую балку монококовой конструкции с отогнутой вверх концевой балкой, на которой установлены стабилизатор и рулевой винт.

Несущий винт имеет шарнирное крепление лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, складывающиеся. Рулевой винт имеет горизонтальные шарниры. Его лопасти прямоугольной формы, цельнометаллические. Горизонтальное оперение трапециевидной формы в плане, однолонжеронной конструкции.

Силовая установка: два турбовальных двигателя Turbomeca Turmo IVC мощностью 1575 л.с. каждый. Двигатели установлены рядом в верхней части фюзеляжа перед несущим винтом, имеют отдельные воздухозаборники и закрыты обтекателем. Между собой они разделены противопожарной перегородкой.

Шасси не полностью убирающееся, трехколесное с носовой опорой. Главные и носовые стойки имеют сдвоенные колеса. Главные стойки убираются назад в боковые обтекатели, носовая — в фюзеляж.

Модификации

Версии, выпускавшиеся фирмой Aerospatiale

  • SA 330A — прототипы модели, изначально называвшиеся Alouette IV
  • SA 330B — первая серийная модификация для ВС Франции, оснащался 1185-сильными двигателями. Поставлено 132 машины
  • SA 330 Orchidee — армейская модификация с системами защиты на поле боя и круговым радаром. Проект был закрыт в 1990 году. Разработанные на нем системы устанавливаются на Eurocopter Cougar.
  • SA 330C — первая экспортная модификация. Оснащался 1400-сильными двигателями Turmo IVB
  • SA.330E — модификация, выпускавшаяся фирмой Westland Helicopters для ВВС Великобритании под индексом Puma HC Mk.
  • SA.330F — базовая гражданская модификация вертолета
  • SA.330G — улучшенная версия с более мощными 1575-сильными двигателями.
  • SA.330H — улучшенная версия для французской армии. Оснащался композитными лопастями винтов.
  • SA.330J — улучшенная гражданская модификация с увеличенной максимальной взлетной массой
  • SA.330L — версия для работы в условиях высокогорья и жары
  • SA.330S — версия SA.330L для ВВС Португалии
  • SA.330 SM — модификация SA.330S для ВВС Ливана
  • SA.300Z — модификация, с закрытым рулевым винтом (фенестрон).
  • SA.331 Puma Makila — испытательный вертолет с двигателями Turbomeca Makila

Версии, выпускавшиеся другими производителями

  • Atlas Aircraft Oryx — переработанная версия вертолета, выпускавшаяся в ЮАР
  • IPTN NAS 330J — модификация, выпускавшаяся в Индонезии
  • IAR 330 — модификация, выпускавшаяся в Румынии
  • IAR-330 Puma SOCAT — противотанковый ударный вертолет
  • IAR-330 Puma Naval — версия для ВМС Румынии
  • Westland Puma HC Mk 1 — модификация SA 330E, выпускавшаяся фирмой Westland Helicopters
  • Westland Puma HC Mk 2 — модификация базовой британской версии с двигателями Turbomeca Makila 1A1, стеклянной кабиной и комплексом защиты в боевых условиях

 

Эксплуатация SA 330


Всего, с 1968 по 1987 годы было выпущено 697 вертолетов AS 330 Puma. Это был очень удачный, надежный и эффективный вертолет, ставший, впоследствии, базовым для других вертолетов, выпускающихся до сих пор.

Схема вертолета SA 330



Характеристики вертолетов SA 330 Puma
Тип средний транспортный вертолет
Силовая установка Два Turbomeca Turmo IVC мощностью по 1575 л.с. каждый
Полезная нагрузка 20 солдат
Практический потолок 4,8 км
Дальность полета 580 км
Максимальная взлетная масса 7 тонн
Крейсерская скорость 248 км/ч
Диаметр главного винта 15 м
Длина 18,15 м
Высота 5,14 м

НОВОСТИ