AS 340 Gazelle



Aerospatiale AS 340 Gazelle


Галерея AS 340

Разработчик Sud Aviation / Aerospatiale
Первый полет 1967
Единиц произведено (1967-1996) 1775

 

Aerospatiale Gazelle (Газель) — легкий однодвигательный многоцелевой вертолет, разработанный французской фирмой Sud Aviation в середине 1960-хх, а после реорганизации производившийся фирмой Aerospatiale. Первый серийный вертолет, оснащенный фенестроном — закрытым рулевым винтом. Производился во Франции, Великобритании, Югославии и Египте.

 

История AS 340


Работа над вертолетом Gazelle была начата по запросу французской армии. Военным был нужен легкий и надежный вертолет, который можно было бы использовать в качестве разведчика. В процессе разработки, для дальнейшего продвижения на рынок, было решено расширить потенциальный функционал будущей машины. Фактически, Sud Aviation создавали более продвинутую, мощную и функциональную версию вертолета Alouette II.

Первый прототип под индексом SA 340 взлетел в 1967 году. Первые машины еще не имели фенестронов и оснащались обычными рулевыми винтами, взятыми с Alouette II. Всего в программе испытаний участвовали четыре прототипа SA 341, один из которых был собран на заводе Westland Helicopters. В 1971 году взлетел первый серийный вертолет.

В то время велось активное сотрудничество между французской Aerospatiale и британской Westland Helicopters. Поэтому, британцы принимали участие в разработке и сразу начали налаживать производство вертолетов у себя. Уже в 1967 году ВВС Великобритании заказали 292 вертолета Gazelle.

 Описание: запуск двигателя и взлет гражданской версии вертолета AS 340 Gazelle

 

Конструкция AS 340


Aerospatiale AS 341 Gazelle — легкий многоцелевой вертолет, выполненный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом в конструкции фенестрон.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. На хвостовой балке установлены вертикальное оперение с рулевым винтом и стабилизатор. В кабине расположены два сиденья: спереди для экипажа и общее сиденье сзади для трех пассажиров. Доступ в багажное отделение осуществляется через заднюю перегородку или через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка системы обогрева.

Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями.

Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей. Рулевой винт вентилятор типа фенестрон с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава.

Силовая установка представлена одним газотурбинным двигателем Turbomeca Astazou IIIA мощностью 590 л.с. Двигатель установлен сверху фюзеляжа позади кабины и закрыт обтекателем. На сопле двигателя установлен дефлектор, уменьшающий тепловое излучение вертолета.

Модификации

  • SA 340 — первый прототип, взлетевший в 1967 году
  • SA 341 — первая испытательная партия из четырех машин
  • SA1001 — первый серийный французский вариант
  • SA 341B — первая серийная британская версия
  • SA 341C — тренировочная модификация SA 341B для Армии Великобритании
  • SA 341D — тренировочная модификация SA 341B для ВВС Великобритании
  • SA 341E — коммуникационная версия для ВВС Великобритании (создан один прототип)
  • SA 341F — улучшенная версия для французской армии
  • SA 341G — гражданский вариант
  • SA 341H — военный экспортный вариант. Поставлялся в Югославию
  • SOKO HO-42 — базовая модификация, выпускавшаяся по лицензии в Югославии
  • SOKO HN-42M Gama — ударная версия SA 341H
  • SOKO HN-45M Gama 2 — югославский вариант SA 341L
  • SOKO HS-42 — медицинский транспорт на базе SOKO HN-45M Gama 2
  • SA 342J — гражданская модификация SA 342L. Имеет повышенный комфорт и новый фенестрон
  • SA 342K — военная экспортная модификация для работы в условиях жары и высокогорья. Поставлялись на Ближний Восток
  • SA 342L — новая военная модификация, созданная параллельно с SA 342J
  • SA 342M — французский противотанковый вертолет, оснащаемый новым вооружением
  • SA 342M1 — модификация с обновленным композитным несущим винтом
  • SA 349 — экспериментальный прототип для испытаний вариантов вертолетного крыла.

 

Эксплуатация AS 340


Находясь на вооружении Легкой авиации Армии Франции (ALAT), Gazelle использовались, преимущественно, в качестве противотанковых вертолетов. Легкие вертолеты поддержки оснащались 20-мм пушками, а так же могли оснащаться легкими ракетами воздух-воздух. Фактически, Gazelle были основными ударными вертолетами Франции до появления Eurocopter Tiger.

В Великобритании вертолету удалось послужить во всех ветвях вооруженных сил: ВВС, ВМС и Армии. Машины применялись даже в качестве VIP-транспорта.

Gazelle обещал весьма солидную долю рынка легких многоцелевых вертолетов и Aerospatiale уделял большое внимание производству и модернизации этой модели. Договоренности с разными странами позволили организовать производство не только в Великобритании, но и в Югославии и Египте.

Всего, с 1967 по 1996 годы было выпущено 1775 вертолетов AS 341 Gazelle.

Схема вертолета AS 340



Характеристики вертолетов AS 340 Gazelle
Тип Легкий многоцелевой вертолет
Силовая установка Один Turbomeca Astazou IIIA мощностью 590 л.с.
Полезная нагрузка 2 пилота и 3 пассажира
Практический потолок 5 км
Дальность полета 670 км
Максимальная взлетная масса 1,8 тонн
Крейсерская скорость 264 км/ч
Диаметр главного винта 10,5 м
Длина 11,97 м
Высота 3,15 м