Harbin Z-9
Галерея Z-9 |
||
Разработчик | Harbin | |
Первый полет | 1981 | |
Единиц произведено (2017) | Более 200 |
Harbin Z-9 — китайский легкий многоцелевой военный вертолет. Является лицензионно выпускаемой в Китае модификацией вертолета Eurocopter AS365 Dauphin. Производится и модифицируется концерном Harbin Aircraft Manufacturing Corporation.
История Z-9
Первый Z-9 взлетел в 1981 году. Это был вертолет, полностью собранный в Китае из деталей, поставленных французской фирмой Aerospatiale. Французы передали не только детали, но и часть патентов и технологии производства этой машины, а степень локализации выпуска постоянно росла. В 1992 году, обновленный Z-9B уже на 70% был создан из компонентов, сделанных в этой стране и этот вертолет был весьма эффективен по характеристикам. Испытания и сертификация Z-9 продолжались долгое время и, наконец, в 1994 году модель Z-9B начала поставки.
В 2002 году Harbin анонсировал новую версию H410A, оснащаемую французскими двигателями Turbomeca Arriel 2C. Тем не менее, Eurocopter выражает свою обеспокоенность, так как лицензия на производство вертолета истекла, а китайцы, судя по всему, отказываться от этой машины не планируют.
Конструкция Z-9
Вертолет оснащен четырехлопастным несущим винтом. Z-9B оснащен фенестронным 11-лопастным рулевым винтом. В качестве легкого тактического транспорта Z-9 может нести до 10 полностью укомплектованных солдат. По общей конструкции, Z-9 почти полностью идентичен базовому AS365N Dauphin, хотя, с развитием модификаций, Z-9 постоянно увеличивает количество применяемых композиционных материалов.
Силовая установка — два турбовальных двигателя Zhuzhou WZ-8A по 848 л.с. каждый.
Модификации
- Z-9 — лицензионная узловая сборка вертолетов AS.365N1 Dauphin
- Z-9A — лицензионная узловая сборка вертолетов AS.365N2 Dauphin
- Z-9A-100 — прототипы модификации для местного рынка c двигателями WZ8A. Первый полет в 1992 году
- Z-9B — многоцелевой вертолет, созданный на базе Z-9A-100
- Z-9C — китайская локализация Eurocopter AS.565 Panther, поставляемая в ВМС Китая
- Z-9EC — противолодочная модификация, созданная для ВМС Пакистана
- Z-9W (WZ-9) — ударная модификация с дополнительными пилонами для подвески ракетного вооружения. Экспортируется под индексом Z-9G
- Z-9WA — новая, высокоэффективная версия с носовым радаром, ракетами воздух-земля, воздух-воздух и воздух-вода
- H410A — модификация с китайскими двигателями WZ8C. Первый полет в 2001 году.
- H425 — VIP-версия H410A
- H450 — улучшенный вариант H410A. В разработке
- WZ-19 — ударный вертолет, выполненный по требованиям технологии Стелс.
Эксплуатация Z-9
С 1986 года было выпущено более 200 вертолетов Z-9. Производство продолжается. Большая часть машин находится на вооружении НОАК. Вертолет активно экспортируется в развивающиеся страны.
Схема вертолета Z-9
Тип | Легкий многоцелевой вертолет |
Силовая установка | Два Zhuzhou WZ-8A по 848 л.с. каждый |
Полезная нагрузка | 10 солдат или 1,9 тонн груза |
Практический потолок | 4,5 км |
Дальность полета | 1000 км |
Максимальная взлетная масса | 4,1 тонн |
Крейсерская скорость | 260 км/ч |
Диаметр главного винта | 11,94 м |
Длина | 12,11 м |
Высота | 4,01 м |