AS332 Super Puma

Eurocopter AS332 Super Puma


Галерея AS332

Разработчик Eurocopter / Airbus Helicopters
Первый полет 1978
Единиц произведено (2009) более 890 (все версии)
Стоимость единицы (2006) $15,5 млн

 

Eurocopter AS332 Super Puma (после ребрендинга Airbus Helicopters H215) — среднеразмерный многоцелевой вертолет, созданный концерном Eurocopter (ныне Airbus Helicopters) на базе вертолета Aerospatiale SA330 Puma в конце 1970-хх. Является его чисто гражданской версией. С 2004 года в модельном ряду гражданских вертолетов AS332 был заменен более совершенным EC225 Super Puma (после ребрендинга — H225 Super Puma). Военная версия выпускается под индексом AS532 Cougar (после ребрендинга H215M) и его усовершенствованной версией EC725 Caracal (после ребрендинга H225M).

 

История AS332


В 1974 году Aerospatiale приняли решение начать разработку нового среднего транспортного вертолета, базой которого должен был стать удачный вертолет SA330 Puma. Официально проект анонсировали на парижском авиашоу в 1975 году. Основным преимуществом нового вертолета должен был стать новый двигатель Turbomeca Makila, а так же новый четырехлопастный винт, полностью выполненный из композитов. Кроме того, вертолет должен был стать намного надежнее и безопаснее даже при крушении.

Модификации должна была подвергнуться хвостовая балка и носовая часть (главной задачей было улучшение аэродинамики вертолета). Изначально, планировалось создать две версии. Первая, с базовым фюзеляжем, аналогичным по габаритам с вертолетом Puma. Второй, с удлиненным фюзеляжем, который должен был иметь более вместительную кабину для пассажиров и грузов. Так как тяга двигателей у обеих версий были одинаковые, второй вертолет считался более грузоподъемным, но летные характеристики первого были выше (за счет меньшей массы).

Образец под индексом SA331 был создан в 1977 году на основе корпуса обычного вертолета Puma с установкой на него новой силовой установки. Этот вертолет использовался для отработки технологий и не считается прототипом первого вертолета (поэтому его назвали SA331, а не SA332). Полноценный прототип был собран в 1978 году и, в том же году, взлетел.

Испытания были весьма успешными. В сравнении с предшественником, Super Puma имела большую дальность и крейсерскую скорость, а двигатели на 17% экономичнее. Кроме того, вертолет был тише и намного стабильнее в полете.

Успех продаж нового вертолета ускорил работу над его модификациями. Были созданы спасательные и противолодочные вертолеты. Военный транспорт получил собственное наименовение AS532 Cougar. В 2012 году Eurocopter приступил к созданию более дешевой версии своей машины для более эффективной конкуренции с российским Ми-17. Модель получила название AS332 C1e. В 2015 году Eurocopter прошел процедуру ребрендинга и получил название Airbus Helicopters — все выпускаемые им модели так же были переименованы. С этого момента AS332 Super Puma стал называться H215 Super Puma. Окончательная сборка H215 осуществляется на заводе в городе Брасов, Румыния.

Описание: демонстрационный полет вертолета AS332 Super Puma на авиасалоне RIAT 2015

 

Конструкция AS332


Eurocopter AS332 — средний многоцелевой транспортный вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя турбовальными двигателями и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, безопасно повреждаемой конструкции. В кабине размещаются до 24 пассажиров в обычном варианте и 8-15 пассажиров в варианте с улучшенной комфортностью. Хвостовая балка имеет профилированное сечение и переходит в профилированную концевую балку в виде киля, на которой установлены стабилизатор и рулевой винт.

Шасси убирающееся, трехопорное, с носовой опорой. Шасси рассчитано на удар с вертикальной скоростью 3м/с.

Несущий винт с шарнирным креплением лопастей и тормозом. Рулевой винт пятилопастный, имеет лопасти из композиционных материалов с усовершенствованным профилем.

Силовая установка — два турбовальных двигателя Turbomeca Makila. Двигатели установлены рядом в верхней части фюзеляжа перед несущим винтом, имеют отдельные воздухозаборники с пылезащитными устройствами и закрыты обтекателями.

Модификации

  • SA331– опытный образец, созданный в корпусе SA Взлетел в 1977 году
  • AS332A– предсерийный прототип коммерческой модификации
  • AS332B– предсерийный прототип военной модификации
  • AS332B1– первый серийный военный вертолет
  • AS332C– первый серийный гражданский вертолет
  • AS332C1– спасетельная версия, оснащенная поисковым радаром и носилками
  • AS332F– военная противолодочная и противокорабельная версия
  • AS332F1– базовая версия для ВМФ
  • AS332L– гражданская версия с более мощными двигателями, удлиненным фюзеляжем и большим запасом топлива
  • AS332L1– удлиненная гражданская версия с монтированной пассажирской кабиной
  • AS332L2 Super Puma Mk 2– гражданская грузовая версия
  • AS332M– военная версия AS 332L.
  • AS332M1– удлиненная военная модификация
  • NAS332– версия, выпускаемая по лицензии индонезийским концерном Indonesian Aerospace
  • VH-34– специальные вертолеты, созданный для ВВС Бразилии по спецзаказу — построено два вертолета

 

Эксплуатация AS332


В 1981 году начались поставки вертолетов заказчикам. Вертолет полностью заменил базовую модель в линейке Aerospatiale и стал главным средним вертолетом компании. Машина стала еще популярнее предшественника. На 2014 год было поставлено более 890 вертолетов различных модификаций, которые служат в парках 56 стран по всему миру.

Схема вертолета AS332 Super Puma



Характеристики вертолетов AS332 Super Puma (версия L1)
Тип Средний транспортный вертолет
Силовая установка два Turbomeca Makila 1A2 мощностью по 1845 л.с. каждый
Полезная нагрузка 24 пассажира и 1 бортпроводник
Практический потолок 5180 м
Дальность полета 851 км
Максимальная взлетная масса 9,15 тонн
Крейсерская скорость 247 км/ч
Диаметр главного винта 16,2 м
Длина 16,79 м
Высота 4,97 м

НОВОСТИ