EC135



Eurocopter EC135


Галерея EC135

Разработчик Eurocopter / Airbus Helicopters
Первый полет 1994
Единиц произведено (2016) более 1220
Стоимость единицы (2011) $4,2 млн.

 

Eurocopter EC135 (после ребрендинга Airbus Helicopters H135) — средний многоцелевой вертолет, разработанный концерном Eurocopter в 1990-хх года. Широко распространенный в силовых и гражданских структурах по всему миру, вертолет является одним из самых массовых продуктов Airbus Helicopters. Имеет военную модификацию, выпускающуюся под индексом EC635.

 

История EC135


История вертолета EC135 началась в 1970-хх годах, когда концерн Eurocopter еще не был сформирован. Работы по новой машине, которая получила индекс Bo 108 проводились немецкой фирмой Messerschmitt-Bolkow-Blohm (MBB). Совместно с французской Aerospatiale велись разработки вертолета, который изначально должен был стать демонстратором перспективных технологий. На Bo 108 впервые была опробована система управления двигателем FADEC, безшарнирный ротор главного винта, а так же ряд решений по трансмиссии.

Первый прототип, оснащенный двигателями Allison 250-C20R, взлетел в 1988 году. Второй прототип, поднявшийся в воздух  в 1991 году был оснащен двигателями Turbomeca Arrius TM319-1B. Фенестронами эти модели еще не оснащались и имели классические рулевые винты.

В начале конце 1990-хх конструкция вертолета была переработана и он, наконец, получил Фенестрон, новый несущий винт, композитные элементы и новую звукоизоляцию. Изменения были настолько масштабными, что было решено провести новую сертификацию с созданием двух прототипов, получивших индекс EC135 модельного ряда недавно созданного концерна Eurocopter, в который влилась немецкая MBB.

Аналогично с возможностью выбирать силовые установки на коммерческих лайнерах Airbus, Eurocopter решил дать возможность выбирать двигатели и на своих вертолетах. EC135 может оснащаться двигателями Turbomeca Arrius 2B или Pratt & Whitney PW206B. Первые два прототипа были собраны и совершили первые полеты в 1994 году.

В 1995 году EC135 был официально представлен публике на выставке Heli-Expro в Лас Вегасе. Одним из главных достоинств новой машины стали беспрецендентно низкий уровень шума на местности.

 Описание: прибытие и посадка вертолета EC135 спасательной службы Германии

 

Конструкция EC135


Вертолет ЕС135 является развитием вертолетов  Bo.108 и соответствует им по габаритам. Отличается широким применением композиционных материалов — до 45 %. Вертолет отличается улучшенными аэродинамическими обводами. По сравнению с базовым вертолетом вредное сопротивление фюзеляжа уменьшилось на 30%.

Кабина вертолета модульной конструкции. Компоновка кабины может меняться в зависимости от состава экипажа и назначения вертолета: скорая медицинская помощь, VIP-вертолет, полицейская служба, обслуживание морских платформ, транспортные операции, в том числе и для перевозки грузов на внешней подвеске. Летчик и шесть пассажиров размещаются на сиденьях, обладающих повышенной прочностью при аварийных посадках. Двери для доступа в кабину экипажа откидываются на шарнирах. В пассажирской кабине использованы сдвижные двери.

Шасси — неубирающее лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных. Снизу обтекателя фенестрона имеется предохранительная хвостовая опора.

Несущий винт композитный нового поколения, бесшарнирной конструкции, с изменяемым числом оборотов.

Силовая установка: двигатели Turbomeca Arrius 2B или Pratt & Whitney PW206B. Силовая установка оснащена системой подавления вибраций ARIS (Anti Resonance Isolation System). Система управления двигателями имеет двойное резервирование.

Система управления обычная, гидравлическая, бустерная, с электрогидравлической системой повышения устойчивости. Предполагается использование варианта с одноместной кабиной, оборудованной для полетов по приборам с более эффективной системой повышения устойчивости.

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает возможность полета по приборам. Предусмотрено использование метеорологической РЛС.

Модификации

  • EC135P1оснащенный двигателями PW206B мощностью 621 л.с. каждый имел взлетную массу до 2,8 тонн
  • EC135T1оснащался двигателями Turbomeca Arrius 2B1. Максимальная взлетная масса так же до 2,8 тонн
  • EC135P2 — двигатели PW206B2. Благодаря обновленной авионике значительно улучшилась управляемость
  • EC135T2оснащался двигателями Turbomeca Arrius 2B2. В остальном, аналог модели P2
  • EC135P2+ (EC135 P2i) — крайняя версия с двигателями PW206B2 (667 л.с.), с комплексом FADEC, взлетной массой до 2,9 тонн и повышенным межремонтным ресурсом. Выпускается в Германии и Испании
  • EC135T2+ (EC135 T2i) — аналог модели P2+ с двигателями Arrius 2B2
  • EC135P2+ (EC135 P2e) — максимальная взлетная масса выросла до 2,95 тонн с некоторыми ограничениями в пилотаровании
  • EC135T2+ (EC135 T2e)аналог модели P2+ с двигателями Arrius 2B2
  • EC135P3оснащается двигателями PW206B3 (708 л.с.) и новой системой FADEC. Максимальная взлетная масса до 2,98 тонн.
  • EC135T3аналог модели P3 с двигателями Arrius 2B2Plus. Выведен на рынок в 2014 году.
  • EC635/H135Mвоенный вариант, созданный изначально для Армии Португалии в качестве вертолета поддержки и эвакуации. Так же поставляется в ВС Иордании, Швейцарии и Ирака
  • TH-135учебный вертолет, созданный на базе EC135 T2+

Схема вертолета EC135



Характеристики вертолетов EC135 (P2+/T2+)
Тип Средний многоцелевой вертолет
Силовая установка два Arriel 2B2 / PW206B мощностью 633 / 621 л.с. каждый
Полезная нагрузка 7 пассажиров или 2 пациента с 5 врачами или 1,45 тонн груза
Практический потолок 6096 м
Дальность полета 635 км
Максимальная взлетная масса 2,91 тонны
Крейсерская скорость 254 км/ч
Диаметр главного винта 10,2 м
Длина 10,2 м
Высота 3,51 м