Eurocopter AS365 Dauphin
Галерея AS365 |
||
Разработчик | Eurocopter / Airbus Helicopters | |
Первый полет | 1975 | |
Единиц произведено (2016) | Более 1100 | |
Стоимость единицы (2016) | $10 млн. |
Eurocopter AS365 Dauphin (после ребрендинга Airbus Helicopters AS365 Dauphin) — средний многоцелевой двухдвигательный вертолет, созданный фирмой Aerospatiale в середине 1970-хх и выпускающийся концерном Airbus Helicopters. Выпускается серийно более 40 лет и планируется к замене новым вертолетом H160.
Вертолет имеет множество модификаций, в том числе: военный Eurocopter Panther, спасательный HH-65 Dolphin, корпоративный EC155, а так же производящийся в Китае Harbin Z-9.
История AS365
В 1972 году французская фирма Aerospatiale создала вертолет SA360 Dauphin. Он вбирал в себя множество прорывных технологий, имел очень удобный фюзеляж и качественное управление. Однако, оснащенный всего одним турбовальным двигателем, он был оказался весьма ограничен в летных характеристиках. Почти сразу в фирме поняли, что двухдвигательный вариант имеет куда больше перспективен на рынке, чем базовая версия и занялись его модификацией.
Уже в 1975 году двухдвигательный Dauphin совершил первый полет. Он сразу побил несколько рекордов и быстро заменил предшественника (SA 360 был выпущен в количестве всего 36 штук).
Первый серийный вариант под индексом SA 365C был сертифицирован в 1978 году. В 1982 его заменил SA 365N, оснащенный более мощными двигателями, композитными элементами, обновленными бортовыми системами и убирающимися шасси. В 1990 году, после создания концерна Eurocopter, модель была переименована в AS365 Dauphin. Вертолет оказался крайне удачным. Он до сих пор выпускается и активно эксплуатируется в десятках стран.
Конструкция AS365
AS365 Dauphin — средний многоцелевой вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом — фенестроном, двумя турбовальными двигателями и убирающимся, колесным шасси.
Вертолет рассчитан на дальние полеты в широком диапазоне погодных условий, температур и высот.
Силовая установка — два турбовальных двигателя Turbomeca Arriel, оснащенных комплексом управления FADEC. Несущий винт композитный с эффективной втулкой Starflex. Хвостовой винт — Фенестрон. Комбинация эффективного винта и фенестрона в сочетании с шумопоглощающими элементами делает AS365 самым тихим вертолетом в классе.
Фюзеляж разделен на пассажирскую кабину, багажный отсек и ниши для убирающихся шасси. Для входа в вертолет используются четыре двери классической схемы. Задние двери опционально могут быть заменены сдвижными.
Кабина легко модифицируется в зависимости от требований заказчика: медицинский вертолет, спасательный или пассажирский. В пассажирской версии он может вмещать до 14 человек (включая 2 пилотов). VIP-версия вмещает до 7 пассажиров.
Кабина пилотов «стеклянная». Бортовой комплекс рассчитан на управление двумя пилотами, но, в случае необходимости может контролироваться и одним.
Модификации
Гражданские:
- SA365C — базовый вариант, изначально называвшийся Dauphin 2 и созданный в 1973 году. Оснащался двигателями Arriel 1 мощностью по 630 л.с. и имел взлетную массу до 3,4 тонн. Производство завершилось в 1981 году.
- SA365C1 — модификация, оснащенная двигателями Arriel 1A1 (сертифицирован в 1979 году)
- SA365C2 — оснащался двигателями Arriel 1A2 (сертифицирован в 1980 году)
- SA365C3 — оснащался двигателями Arriel 1С (сертифицирован в 1982 году)
- SA365N — значительно улучшенная модификация, созданная в 1979 году. Оснащался двигателями Arriel 1C мощностью 660 л.с., убирающимся колесным шасси, улучшенным хвостовым оперением, обновленной трансмиссией и другими системами. Взлетная масса возросла до 4 тонн. Поставки начались в 1982 году.
- SA365N1 — модель, в которую было внедрено множество технологий, созданных для модели HH-65 Dolphin. Оснащается двигателями Arriel 1C1 мощностью 705 л.с., 11-лопастным фенестроном. Взлетная масса достигла 4,1 тонны.
- AS365N2 — оснащается двигателями Arriel 1C2 мощностью 737 л.с., имеет улучшенную трансмиссию и возросшую до 4,25 тонн взлетную массу. Хвост и фенестрон полностью композитные. Салон так же модернизирован. В 1990 году начал производиться в КНР по лицензии, а затем модифицирован в вертолеты Z-9 и Z-19. Так же выпускался концерном Helibras в Бразилии.
- AS365N3 — модификация, созданная для работы в условиях жары и высокогорья. Оснащается двигателями Arriel 2C мощностью 851 л.с. Имеет улучшенный фенестрон с ассиметричными лопастями, снизивший уровень шума. Взлетная масса возросла до 4,3 тонн. Производство начато в 1998 году. Выпускается в Европе и Бразилии.
- AS365N4 — выпускается под индексом EC155.
- AS365X — более известный, как DGV 200 или Dauphin Grand Vitesse. Вертолет был создан, как демонстратор технологий и взлетел в 1991 году. Вертолет имел улучшенные двигатели, винт и фенестрон. При взлетной массе в 4,5 тонны он летал на скорости до 372 км/ч.
- SA366 G1 Dauphin — версия, созданная по заказу Береговой охраны США и выпускаемая под индексом HH-65.
Военные:
- AS565 Panther
Тип | средний многоцелевой вертолет |
Силовая установка | два Turbomeca Arriel 2C мощностью по 838 л.с. каждый |
Полезная нагрузка | 12 пассажиров |
Практический потолок | 5865 м |
Дальность полета | 827 км |
Максимальная взлетная масса | 4,3 тонны |
Крейсерская скорость | 306 км/ч |
Диаметр главного винта | 11,94 м |
Длина | 13,73 м |
Высота | 4,06 м |