AS365 Dauphin

Eurocopter AS365 Dauphin


Галерея AS365

Разработчик Eurocopter / Airbus Helicopters
Первый полет 1975
Единиц произведено (2016) Более 1100
Стоимость единицы (2016) $10 млн.

 

Eurocopter AS365 Dauphin (после ребрендинга Airbus Helicopters AS365 Dauphin) — средний многоцелевой двухдвигательный вертолет, созданный фирмой Aerospatiale в середине 1970-хх и выпускающийся концерном Airbus Helicopters. Выпускается серийно более 40 лет и планируется к замене новым вертолетом H160.

Вертолет имеет множество модификаций, в том числе: военный Eurocopter Panther, спасательный HH-65 Dolphin, корпоративный EC155, а так же производящийся в Китае Harbin Z-9.

 

История AS365


В 1972 году французская фирма Aerospatiale создала вертолет SA360 Dauphin. Он вбирал в себя множество прорывных технологий, имел очень удобный фюзеляж и качественное управление. Однако, оснащенный всего одним турбовальным двигателем, он был оказался весьма ограничен в летных характеристиках. Почти сразу в фирме поняли, что двухдвигательный вариант имеет куда больше перспективен на рынке, чем базовая версия и занялись его модификацией.

Уже в 1975 году двухдвигательный Dauphin совершил первый полет. Он сразу побил несколько рекордов и быстро заменил предшественника (SA 360 был выпущен в количестве всего 36 штук).

Первый серийный вариант под индексом SA 365C был сертифицирован в 1978 году. В 1982 его заменил SA 365N, оснащенный более мощными двигателями, композитными элементами, обновленными бортовыми системами и убирающимися шасси. В 1990 году, после создания концерна Eurocopter, модель была переименована в AS365 Dauphin. Вертолет оказался крайне удачным. Он до сих пор выпускается и активно эксплуатируется в десятках стран.

 Описание: запуск двигателей и взлет вертолета AS365 Dauphin

 

Конструкция AS365


AS365  Dauphin — средний многоцелевой вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом — фенестроном, двумя турбовальными двигателями и убирающимся, колесным шасси.

Вертолет рассчитан на дальние полеты в широком диапазоне погодных условий, температур и высот.

Силовая установка — два турбовальных двигателя Turbomeca Arriel, оснащенных комплексом управления FADEC. Несущий винт композитный с эффективной втулкой Starflex. Хвостовой винт — Фенестрон. Комбинация эффективного винта и фенестрона в сочетании с шумопоглощающими элементами делает AS365 самым тихим вертолетом в классе.

Фюзеляж разделен на пассажирскую кабину, багажный отсек и ниши для убирающихся шасси. Для входа в вертолет используются четыре двери классической схемы. Задние двери опционально могут быть заменены сдвижными.

Кабина легко модифицируется в зависимости от требований заказчика: медицинский вертолет, спасательный или пассажирский. В пассажирской версии он может вмещать до 14 человек (включая 2 пилотов). VIP-версия вмещает до 7 пассажиров.

Кабина пилотов «стеклянная». Бортовой комплекс рассчитан на управление двумя пилотами, но, в случае необходимости может контролироваться и одним.

Модификации

Гражданские:

  • SA365C — базовый вариант, изначально называвшийся Dauphin 2 и созданный в 1973 году. Оснащался двигателями Arriel 1 мощностью по 630 л.с. и имел взлетную массу до 3,4 тонн. Производство завершилось в 1981 году.
  • SA365C1 — модификация, оснащенная двигателями Arriel 1A1 (сертифицирован в 1979 году)
  • SA365C2 — оснащался двигателями Arriel 1A2 (сертифицирован в 1980 году)
  • SA365C3 — оснащался двигателями Arriel 1С (сертифицирован в 1982 году)
  • SA365N — значительно улучшенная модификация, созданная в 1979 году. Оснащался двигателями Arriel 1C мощностью 660 л.с., убирающимся колесным шасси, улучшенным хвостовым оперением, обновленной трансмиссией и другими системами. Взлетная масса возросла до 4 тонн. Поставки начались в 1982 году.
  • SA365N1 — модель, в которую было внедрено множество технологий, созданных для модели HH-65 Dolphin. Оснащается двигателями Arriel 1C1 мощностью 705 л.с., 11-лопастным фенестроном. Взлетная масса достигла 4,1 тонны.
  • AS365N2 — оснащается двигателями Arriel 1C2 мощностью 737 л.с., имеет улучшенную трансмиссию и возросшую до 4,25 тонн взлетную массу. Хвост и фенестрон полностью композитные. Салон так же модернизирован. В 1990 году начал производиться в КНР по лицензии, а затем модифицирован в вертолеты Z-9 и Z-19. Так же выпускался концерном Helibras в Бразилии.
  • AS365N3 — модификация, созданная для работы в условиях жары и высокогорья. Оснащается двигателями Arriel 2C мощностью 851 л.с. Имеет улучшенный фенестрон с ассиметричными лопастями, снизивший уровень шума. Взлетная масса возросла до 4,3 тонн. Производство начато в 1998 году. Выпускается в Европе и Бразилии.
  • AS365N4 — выпускается под индексом EC155.
  • AS365X — более известный, как DGV 200 или Dauphin Grand Vitesse. Вертолет был создан, как демонстратор технологий и взлетел в 1991 году. Вертолет имел улучшенные двигатели, винт и фенестрон. При взлетной массе в 4,5 тонны он летал на скорости до 372 км/ч.
  • SA366 G1 Dauphin — версия, созданная по заказу Береговой охраны США и выпускаемая под индексом HH-65.

Военные:

  • AS565 Panther

Схема вертолета AS365



Характеристики вертолетов AS365 Dauphin (N3)
Тип средний многоцелевой вертолет
Силовая установка два Turbomeca Arriel 2C мощностью по 838 л.с. каждый
Полезная нагрузка 12 пассажиров
Практический потолок 5865 м
Дальность полета 827 км
Максимальная взлетная масса 4,3 тонны
Крейсерская скорость 306 км/ч
Диаметр главного винта 11,94 м
Длина 13,73 м
Высота 4,06 м

НОВОСТИ