HH-65 Dolphin



Eurocopter HH-65 Dolphin


Галерея HH-65

Разработчик Eurocopter / Airbus Helicopters
Первый полет 1980
Единиц произведено (2016) 102
Стоимость единицы (2016) $9 млн.

 

Eurocopter HH-65 Dolphin — средний двухдвигательный вертолет, разработанный фирмой Aerospatiale и выпускаемый концерном Airbus Helicopters. Основными задачами вертолета является поисково-спасательные миссии, медицинская поддержка и эвакуация. Преимущественно, эксплуатируется Береговой охраной США (USCG). Является модификацией вертолета Eurocopter AS365 Dauphin.

 

История HH-65


В 1979 году модель SA366 G1 Dauphin (одна из модификаций AS365) была выбрана Береговой охраной США в качестве прибрежного поисково-спасательного вертолета, который должен был заменить устаревший Sikorsky HH-52A Sea Guard. Всего, было поставлено 99 вертолетов, получивших наименование HH-65A Dolphin. В отличие от HH-52, новый вертолет не имеет возможности посадки на воду. Эффективная аэродинамика вкупе с мощным контрольным комплексом позволяет вертолету стабильно летать на минимальных высотах. В нормальной комплектации, вертолет имеет экипаж из четырех человек: первый пилот, второй пилот, бортмеханик и спасатель-плавец.

Вертолет производится на заводе Aerospatiale в городе Гранд-Прери, Техас и имеет ряд отличий от европейского прародителя по причине значительной локализации производства. Оснащается турбовальными двигателями Textron Lycoming LTS101-750B-2 и бортовым оборудованием фирмы Rockwell Collins.

С ростом взлетной массы в процессе модернизации вертолетов двигатели Lycoming оказались недостаточно надежными. В 2004 году они были заменены на «родные» двигатели вертолета — французские Turbomeca Arriel 2C2-CG, которые уже ставились на EC155.

Помимо береговой охраны, вертолеты HH-65 активно применяются в патрулировании границ, контроле загрязнения окружающей среды, борьбе с наркотрафиком и так далее.

В 1980-хх ВМС Израиля разыскивали варианты вертолетов локационного поиска и патрулирования прибрежных зон. В итоге конкурса, в котором так же участвовали вертолеты SH-60 Seahawk и Westland Lynx победителем стал HH-65 Dolphin. Под этот тип был создан специальный вертолетный эскадрон.

 Описание: видео взлетов и низковысотных полетов вертолета HH-65 Dolphin Береговой охраны США

 

Конструкция HH-65


HH-65 Dolphin — средний многоцелевой вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом — фенестроном, двумя турбовальными двигателями и убирающимся, колесным шасси.

Условия эксплуатации вертолета значительно повлияли на его начинку. Большая часть систем имеет запас надежности значительно выше требуемых к машинам аналогичного класса. Порядка 75% конструкции выполнено из стойких к коррозии материалов.

Еще одним отличием HH-65 является продвинутая бортовая система управления с развитым автопилотом. В случае необходимости, она позволяет зависнуть и, практически, неподвижно находиться на высоте до 15 метров над заданной точкой даже в агрессивных условиях (ночь, ветер, дождь). Эта функция может быть задействована автоматически и позволить пилотам сконцентрироваться на осмотре местности или эвакуации.

Модификации

  • HH-65A — базовый вертолет для Береговой охраны США. Оснащался двигателями Lycoming LTS101-750B-2 мощностью 734 л.с. и взлетной массой до 4 тонн
  • HH-65B — вариант с улучшенной авионикой и новым навигационном комплексом. Первые вертолеты этой версии были выпущены в 2001 году
  • HH-65C — улучшенние вертолетов HH-65A/B с новыми двигателями Arriel 2C2-CG мощностью 934 л.с. и улучшенными характеристиками. Изменениям подверглись трасмиссия и носовой приборный отсек. Взлетная масса возросла до 4,3 тонн. Поставки начались в 2004 году
  • MH-65C — многоцелевой вертолет, созданный на базе HH-65C. Используется Береговой охраной для работы в море на больших расстояниях от берега. Имеет модифицированный фенестрон, измененную авионику. Для борьбы с контробандистами и террористами, вертолет может оснащаться 7.62-мм пулеметами M240G и 12.7-мм снайперскими винтовками Barrett M107CQ
  • MH-65D — MH-65C с улучшенным навигационным комплексом, созданный для Минобороны США. Поставки начались с 2011 года.
  • MH-65E — модернизация вертолета, предполагающая установку новой «стеклянной» кабины, а так же нового комплекса автоматического управления полетом. Поставки запланированы на 2017 год.

Схема вертолета HH-65



Характеристики вертолетов HH-65 Dolphin (MH-65C)
Тип средний многоцелевой вертолет
Силовая установка два Turbomeca Arriel 2C2-CG  мощностью по 853 л.с. каждый
Полезная нагрузка 4 человека + специальное оборудование
Практический потолок 5486 м
Дальность полета 658 км
Максимальная взлетная масса 4,3 тонны
Крейсерская скорость 333 км/ч
Диаметр главного винта 11,9 м
Длина 11,6 м
Высота 4 м