Ракета Вега

Ракета-носитель Вега (Vega)


Галерея Вега

Разработчик ASI, ESA
Статус Эксплуатируется
Первый полет 2012
Произведено пусков 9 (март 2017)

 

Вега (Vegaитальянская аббревиатура Vettore Europeo di Generazione Avanzata — европейский транспорт нового поколения) — ракета-носитель легкого класса, разработанная Итальянским космическим агентством (ASI) совместно с Европейским космическим агентством (ESA) в 2000-хх годах. Ракета несет имя звезды Вега.

 

История


В конце 1990-хх европейские научные и исследовательские центры испытывали потребность в возможности вывода различных аппаратов массой от 300 кг до 2 тонн на полярные орбиты. Для подобных задач в мире уже имелись ракеты: российские Днепр и Рокот, американские Taurus (Minotaur-C), индийский PSLV и китайский Long March 2C, но собственной европейцы не имели.

Проектирование ракеты было начато в 1998 году. В 2000 году проект был внесен в состав приоритетных в комплексе работ по программе Ariane. РН Вега создавалась для обеспечения возможности выводить грузы до 1,5 тонн на полярную орбиту высотой около 700 км. Кроме того, ракета способна выводить сразу несколько спутников на разные орбиты.

Главным разработчиком и инвестором является Италия (65% бюджета), остальные доли распределены между Францией (15%), Испанией (6%), Бельгией (5,63%), Нидерландами (3,5%), Швейцарией (1,34%) и Швецией (0,8%).

Первый запуск ракеты Вега был осуществлен 13 февраля 2012 году с космодрома Куру. На низкую околоземную орбиты было выведено 10 спутников.

 

Конструкция


Вега — четырехступенчатая ракета носитель легкого класса. 3 первые ступени: Zefiro-23, Zefiro-9 и P-80 оснащаются твердотопливными двигателями, а четвертая — AVUM — жидкостными. Помимо ступеней, головная часть ракеты оснащается комплексом Vespa, позволяющим выводить полезные нагрузки на разные орбиты.

Первая ступень P-80 — является самым мощным твердотопливным ракетным двигателем в мире. Имеет длину 10,5 метров, диаметр 3 метра и несет 88 тонн топлива. Создает тягу в 230 тс в течение 110 секунд. Для корректировки курса, двигатель оснащен соплом с отклоняемым вектором тяги. В качестве твердого топлива используется HTPB (Полибутадиен с концевыми гидроксильными группами, англ. Hydroxyl-terminated polybutadiene).

Вторая ступень Zefiro 23 — имеет длину в 7,5 метров, диаметр 1,9 метров и несет 23,9 тонн твердого топлива. Двигатель создает тягу в 89 тс и работает в течение 77 секунд. Ступень изготовлена из углеродно-эпоксидного волокна, а сопло из углеродно-фенольного волокна с углеродно-волоконными вставками. Использование этих материалов обусловлено уменьшением веса конструкции, так и увеличения её прочности

Третья ступень Zefiro 9 — имеет длину в 3,85 метров, диаметр в 1,9 метра и несет 10,1 тонн твердого топлива. Zefiro 9 создает 26,5 тс тяги в течение 120 секунд.

Четвертая ступень AVUM (Attitude Vernier Upper Module) — единственная ступень, оснащенная жидкостным двигателем. Имеет длину 1,74 метра, диаметр 1,9 метров и несет 550 кг топлива. В качестве топлива используется несимметричный диметилгидразин (гептил). Окислитель — азотный тетраоксид. Двигатель РД-843 (КБ «Южмаш») закрытого цикла с возможностью многократного запуска. Ступень AVUM содержит в себе большую часть комплекса управления ракеты-носителя.

Vespa (VEga Secondary Payload Adapter) — система разделения заброса полезных нагрузок. Позволяет выводить спутники одним запуском сразу на две орбиты. Может нести основную нагрузку массой до 1 тонны и вторичную нагрузку массой до 600 кг. Благодаря наличию собственной системы управления, после вывода первого спутника Vespa способна скорректировать свой курс и вывести второй спутник на другую нужную орбиту.

Видео: запуск ракеты-носителя Вега со аппаратом IXV Spaceplane

 

Эксплуатация


Для запусков РН Вега на космодроме Куру (Французская Гвиана) была подготовлена спецаиальная стартовая площадка ELV (фр. Encemble de lancement Vega — Площадка для запуска Веги). Ранее, площадка использовалась для пусков старых РН Европа и Ариан-2, -3.

С 2012 по 2017 годы было произведено 9 пусков РН Вега — все успешные. Средняя стоимость одного пуска оценивается в €32 млн (из которых €25 млн стоимость самой ракеты) из расчета — 2 пуска в год. В случае увеличения частоты пусков до 4 в год, стоимость может сократиться до €22 млн.

 

Перспективы


В будущем планируется создать две модификации:

  • Vega C с более мощными первой ступенью P120 вместо P80 и Zefiro 40 вместо Zefiro 23
  • Vega E — трехступенчатая РН на базе Vega C с новой ступенью MYRA на криогенном топливе, которая заменит ступени Z9 и AVUM.

 

Кроме того, создаваемая для Веги первая ступень P120 так же будет использоваться на перспективной РН Ariane 6 в качестве ускорителя (два ускорителя, пристыкованных к первой ступени).



ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТ ВЕГА
Тип ракета-носитель легкого класса
Топливо 3 ступени твердотопливные, одна ступень жидкостная
I ступень 1 твердотопливный ускоритель
II ступень 1 твердотопливный ускоритель
III ступень 1 твердотопливный ускоритель
IV ступень 1 РД-843
Стартовая масса 137 т.
Тяга (на уровне земли) 230 тс.
Полезная нагрузка (НОО) 1,963 т. (1,430 т. на полярную орбиту)
Длина ракеты 30 м.

НОВОСТИ