Airbus A340

Семейство Airbus A340


Галерея A340

Разработчик  Airbus
Первый полет  1991
Единиц произведено  377 (1991-2011)
Стоимость единицы  $87 млн. (A340-200) (цены 1989 года)
$238 млн. (A340-300) (цены 2011 года)
$261.8 млн. (A340-500) (цены 2011 года)
$275.4 млн. (A340-600) (цены 2011 года)

Airbus A340 — дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер, созданный концерном Airbus в начале 1990-хх. Будучи развитием линейки A300, модель A340 является первым четырехдвигательным авиалайнером концерна и самым большим авиалайнером линейки до появления А380. Самолет выпускался до 2011 года. В качестве замены в нише Airbus представляет увеличенные версии лайнера А350.

 

История


Начало самолету А340 было дано еще в 1970-хх годах в процессе разработки лайнера Airbus A300. Было создано множество модификаций базового A300, которые довольно серьезно друг от друга отличались. Один из них, модель A300B10 позже переросла в самостоятельный самолет —  Airbus A310. Помимо выпускаемых серийно модификаций и версии A300B10, Airbus проводил изыскания по проектам, названным B9 и B11. Модель B9 должна была иметь удлиненный фюзеляж, а так же два новых, самых мощных двигателя, какие только были в то время. Модель B11 была радикальным решением — дальность значительно возрастала за счет увеличения взлетной массы, а силовая установка включала уже 4 двигателя. Со временем, эти проекты было решено реализовать и они получили наименования TA9 и TA11 (TA — Twin Aisle — два прохода в салоне).

Проект TA9 позже перерос в лайнера А330, а ТА11 в лайнер А340. По предварительным расчетам, сделанным в 1982 году, TA11 должен был летать на 12650 километров. На Парижском авиашоу в 1985 году было объявлено, что новые самолеты получат кабины пилотов и системы управления, аналогичные тем, что создавались для А320, что упрощало переобучение экипажей с модели на модель.

Для экономии средств, Airbus даже предложил совместную работу с американской McDonnell Douglas. Новый лайнер должен был быть создан на базе MD-11 и называться AM300. Однако, американцы настаивали на применении концепции трехдвигательного самолета, как более перспективного и сотрудничество не сложилось. В 1986 году Airbus официально анонсировал лайнеры А330 и А340.

 

Производство и испытания


Новые самолеты потребовали серьезных инвестиций в модернизацию производства. В Великобритании British Aerospace потратил около £12 млн. (всего, в разработку крыльев было вложено около £450 млн.) в модернизацию заводов по производству крыльев. Немецкая Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) вложила $255 млн. в обновление заводов в Бремене и Гамбурге. Больше всего потратились французы: $411 млн. потратили на создание новой сборочной площадки Airbus в пригороде Тулузы.

В производстве элементной базы самолетов А330 и А340 участвует большая часть стран ЕС, а так же США, Южная Корея, Япония и Индия. В это время, главный конкурет А340 — модель MD-11 стала явно ему уступать по ряду характеристик, что приводило к отказу авиакомпаний от заказов на MD-11 в пользу европейского лайнера.

Airbus A340 совершил первый полет в 1991 году. Всего в испытаниях участовало 6 опытных образцов, налетавших более 2000 часов. Сертификаты авиационных властей ЕС и США были получены до 1993 года.

Первый лайнер А340 был поставлен авиакомпании Lufthansa и получил собственное имя «Нюрнберг». Спустя некоторое время первый борт получила и Air France — это был тысячный самолет, покинувший завод Airbus в Тулузе.

 

Дальнейшее развитие


В течение 1990-хх многие авиакомпании начали испытывать потребность в замене различных устаревших авиалайнеров, в первую очередь, самолеты Boeing 747-100 и -200. Американский концерн создал лайнер Boeing 777, который, будучи конкурентом A340, имел два двигателя и был экономичнее.

Airbus приступил к разработке самолета А340-400Х, имевшего удлиненный фюзеляж и большую взлетную массу. Двигатели CFM56 с такой нагрузкой уже не справлялись и нужна была новая силовая установка. В новом тендере участвовали Pratt & Whitney, Rolls-Royce и General Electric. Победителем стал двигатель Rolls-Royce Trent.

Не смотря на высокие летные и экономические характеристики, к 2000 годам А340 начал сдавать позиции Boeing 777. Почти потеряв рынок лайнеров А340-400, Airbus создал модели с значительно удлиненным фюзеляжем и повышенной вместимостью А340-500, А340-600, но и они не снискали большой популярности у авиакомпаний. Было инициировано несколько новых проектов модернизации модели, но, с появлением Boeing 787 Dreamliner, Airbus сконцентрировали внимание на создании совершенно нового лайнера, который должен стать доминирующим в размерности как А340, так и Boeing 777. В 2011 году программа разработки и производства лайнеров Airbus A340 была официально завершена.

 

Airbus A340 — четырехдвигательный авиалайнер. История и описание самолета. Видео канала Skyships

 

Конструкция


Airbus A340 — широкофюзеляжный четырехдвигательный авиалайнер с низкорасположенным крылом малой стреловидности. Имея четыре двигателя, он был наиболее тяжелым самолетом линейки Airbus и, фактически, первым полноценным дальнемагистральным лайнером.

Будучи наследником семейства А300, а так же родственным лайнеру А330, он имеет множество общих элементов конструкции с ним, в первую очередь, фюзеляж, электродистанционную систему управления, а так же большинство элементов крыла.

Крыло, разработанное концерном BAe Systems, унифицировано с крылом А330, но имеет увеличенный размах, а так же усиленную конструкцию для поддержки четырех двигателей.

Кабина экипажа «стеклянная» и, практически, копирует кабину А320 и А330. Это же касается многих систем для обслуживания, что позволяет снизить эксплуатационные расходы при работе с несколькими типами лайнеров Airbus.

Важным преимуществом четырехдвигательного A340 является отсутствие требования по стандартам ETOPS. Они разработаны для двухдвигательных самолетов и требуют полета на ограниченной дистанции от резервных аэродромов, что бы, в случае потери одного двигателя, быстро приземлиться. В случае с четырехдвигательными лайнерами такого требования нет и авиакомпании могут выбирать любые маршруты без ограничений.

Модификации


Всего было создано четыре модификации лайнеров А340.

А340-200 — одна из первых двух базовых модификаций самолета. Вмещает до 261 пассажира в трехклассовой компоновке салона и летает на дальность до 13800 км. Эта версия имеет самый короткий в семействе фюзеляж (размах крыла больше длины фюзеляжа). Оснащается двигателями CFM56-5C4. Из-за большого расхода топлива (4 двигателя) при малой пассажировместимости, не пользовался популярностью среди авиакомпаний. Было выпущено всего 28 самолетов. На 2016 год эксплуатируется 11 самолетов, 6 из которых в парках правительственных служб.

А340-300 — вторая базовая модификация самолета. Вмещает 295 пассажиров и летает на 12400 километров. Самый первый серийно выпущенный самолет, взлетевший в 1991 году. Оснащается двигателями CFM56-5C. А340-300 был прямым конкурентом Boeing 777-200ER. По плану Airbus, самолет, в данной размерности, будет заменен новейшим A350-900. Всего было поставлено 218 лайнеров серии -300, из которых на 2016 год около 135 находятся в эксплуатации.

А340-500 — совершил первый полет в 2002 году. Первым эксплуатантом модели стала авиакомпания Emirates, поставившая ее на рейсы Дубай — Нью-Йорк. Это были первые полеты компании в Западное полушарие. Самолет способен вместить 313 пассажиров и летает на расстояние в 16000 километров. Оснащается двигателями Rolls-Royce Trent 553 и способен летать из Лондона до западного побережья Австралии (гордо Перт). Считался, так же, самым дальним лайнером до появления Boeing 777-200LR — своего прямого конкурента. С появлением своего главного конкурента, не смог выиграть несколько крупных контрактов. На 2016 год летает всего 11 лайнеров этой версии.

А340-600 — был создан для замены устаревших первых версий Boeing 747. Самолет способен вместить 379 пассажиров и летает на 13900 км. Самолет впервые взлетел в 2001 году и сразу попал в парк авиакомпании Virgin Atlantic. Главный конкурент — американский Boeing 777-300ER. В линейке Airbus самолет будет заменен новейшим Airbus A350-1000.

Фюзеляж А340-600 на 12 метров длинее фюзеляжа модели -300 и 2,3 метра длиннее фюзеляжа А380. Вплоть до появления Boeing 747-8, он считался самым длинным самолетом в мире. Самолет считался довольно прогрессивным, но, тем не менее, он не смог конкурировать с Boeing 777-300ER. На 2015 год в эксплуатации находилось 77 лайнеров в парках 7 авиакомпаний.

Схема Airbus A340



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ семейства Airbus A340
Тип Магистральный пассажирский самолет
Модификация  A330-200  A330-300  A330-200  A330-300
Силовая установка 4 Х CFM International CFM56-5C
(15,39 тс каждый)
4 Х Rolls-Royce Trent 500
(23,96 — 25,39 тс каждый)
Максимальное число пассажиров 303 335 313 380
Практический потолок 12 500 м 12 527
Дальность полета 12 400 км 13 500 км 16 700 км 14 400
Максимальная взлетная масса 275 т 276,5 т 380 т
Крейсерская скорость 871 км/ч
Размах крыла 60,30 м 63,45 м
Площадь крыла 363,1 м2 437,3 м2
Длина 59,40 м 63,69 м 67,93 м 75,36 м
Высота 16,80 м 16,91 м 17,28 м 17,22 м

НОВОСТИ