Learjet 45

Bombardier LearJet 45


Галерея Learjet 45

Разработчик  Bombardier
Первый полет  1995
Единиц произведено  642
Стоимость единицы $13,3 млн. (2012)

 

LearJet 45 (Model LJ 45) — двухдвигательный бизнес-джет, разработанный канадским концерном Bombardier Aerospace (LearJet Division) в начале 1990-хх. LearJet 45 стал первым совершенно новым самолетом серии LearJet и самым массовым в линейке. Уступил место флагмана серии в 2012 году модели LearJet 75.

 

История


Разработка новой модели бизнес-джета семейства LearJet была начата в начале 1990-хх, когда главный конкурент Bombardier на рынке легких бизнес-джетов — американская Cessna вывела на рынок свои самолеты Citation Excel / XLS. Главными отличиями на рынках оставались уже ставшие классическими преимущества и недостатки обеих фирм: самолеты Citation всегда были просторнее, а самолеты LearJet всегда были быстрее.

Самолет, получивший наименовение LearJet 45 стал первым за многие годы совершенно новым самолетом, а не глубокой модификацией уже существующего. Это была вынужденная мера: ранние самолеты были, фактически, переработками и переосмыслениями модели LearJet 23, созданной еще в начале 1960-хх. Они уже концептуально не могли конкурировать с развивающимися машинами конкурентов. Новый самолет создавался с куда более высокой планкой качества и эффективности, что значительно увеличило срок разработки в сравнении с предшественниками.

Разработка началась в 1989 году, однако, она была тайной. Официально о создании нового самолета Bombardier объявили лишь в 1992 году. Первый прототип оторвался от земли 7 октября 1995 года — на 32 годовщину основоположника всей серии — самолета LearJet 23. Из-за ряда сложностей и затянувшихся испытаний, самолет получил американский сертификат FAA лишь в 1997, а первый заказчик получил свой самолет в 1998 году — через 9 лет после начала разработки. Задержки стоили концерну Bombardier дорого — поставки отстали от графика почти на 2 года, часть покупателей отказались а заказа, а части пришлось выплачивать штрафы за задержку.

LearJet 45 — бизнес-джет. История и описание самолета. Видео канала Skyships

 

Поставки и сложности


К концу 2006 года Bombardier поставила заказчикам более 300 самолетов LearJet 45 (из которых 40 модернизированных самолетов LearJet 45XR). К концу 2010 года их было уже более 500.

Первые проблемы с механизацией и электросистемой начали проявлять себя почти сразу после начало поставок. Возникали проблемы с закрылками, давлением, рядом систем наземного обслуживания, а так же сбоями датчиков. Это заставляло операторов значительно снижать интенсивность эксплуатации, что крайне негативно влияло на экономику.

Пик проблем наступил в 2003 году, когда наблюдательная комиссия FAA обнаружила серьезные риски разрушения горизонтального хвостового оперения, что могло привести к катастрофе. Всем самолетам, фактически, запретили летать в течение целого месяца, пока производитель разбирался с этой проблемой.

В 2007 году несколько крупнейших экспулатантов самолета признались в отношении к этому самолету словами»от любви до ненависти» (love-hate). LearJet 45 имел потрясающие летные характеристики, был очень экономным и эффективным в эксплуатации, но постоянные сложности и запреты на полеты значительно усложняли жизнь компаниям. Тем не менее, со-временем, все проблемы самолета были решены и теперь он считается одним из самых надежных и простых в полетах самолетом, эксплуатируемым компаниями и частными лицами в формате «запустил двигатель и полетел» (gas-and-go airplane).

 

Конструкция


LearJet 45 по своим габаритам занимает среднюю позицию между младшим LearJet 40 и старшим LearJet 60. Считающийся легким бизнес-джетом, по ряду характеристик комфорта он вполне может быть отнесен к самолетам среднего размера.

Взяв на борт четверых пассажиров, самолет способен пролететь до 3650 километров.

Фюзеляж самолета в сечение не круглый. Салон имеет широкий плоский пол, а овальное сечение фюзеляжа вытянуто вертикально, увеличивая пространство над головой. Стандартная комплектация предполагает размещение восьми пассажиров в индивидуальных сиденьях попарно.

Конструкция самолета разработана с учетом максимального обеспечения безопасности. Самолет способен выдерживать значительные нагрузки в полете. При этом, применение новейших материалов позволило снизить массу самолета в сравнении с предшественниками. Это позволило увеличить комфорт и вместимость, удерживая при этом высокие летные характеристики (самолет разгоняется до 858 км/ч и летает на высотах более 15 километров).

Общая компоновка самолета осталась прежней: два подвешенных в хвосте реактивных двигателя, классическое лобовое остекление, трехопорное убирающееся шасси, а так же Т-образное оперение. Самолет сохранил некоторые особенности линейки, в том числе V-образные хвостовые стабилизаторы под фюзеляжем и стандартные винглеты, доставшиеся от модели LearJet 55.

Большая часть электроники унифицирована с моделью LearJet 60. Авионика Honeywell Primus 1000. На большинстве самолетов кабина оснащена ЭЛТ (электронно-лучевые трубки) экранами, что в 2017 году довольно архаично, хотя, за доплату ($300 000 долларов), всем заказчикам могут установить новые ЖК-экраны.

Силовая установка — два турбореактивных двигателя Honeywell TFE731. Для взлета самолету с максимальной взлетной массой в 9,7 тонн требуется до 1,6 км разбега (при нормальной взлетной — 1,3 км). Тем не менее, самолет не очень хорошо себя проявляет при условиях высокогорных аэродромов и в жару. Эти сложности были решены при создании модификаций 45XR, а для базовых LearJet 45 Bombardier настоятельно рекомендует эксплуатантам провести модернизацию двигателей.

Самолет оснащается вспомогательной силовой установкой — ВСУ, для обеспечения энергией самолета на земле при выключенных двигателях. ВСУ для LearJet 45 — опциональна.

 

Модификации


  • LearJet 45XR — модернизировання версия базовой модели 45, созданная в 2004 году. Самолет имеет увеличенную максимальную взлетную масса, более высокую крейсерскую скорость и улучшенные взлетно-посадочные характеристики полученные путем установки улучшенных двигателей TFE731-20BR. Модель XR разработана так, что путем проведения работ до этой версии могут быть модернизированы уже поставленные LearJet 45.
  • LearJet 40 — младшая модификация базовой версии, имеющая фюзеляж, укороченный на 60 см. Вмещает до 7 пассажиров. Поставки начаты в 2003 году.
  • LearJet 40XR — версия с модели 40 с внедрением всех элементов модернизации серии XR.
  • LearJet 75 — новая модель, созданная в 2012 году на базе LearJet45XR. Оснащается новыми двигателями, винглетами, бортовыми системами и авионикой Garmin 5000.
  • Двигатели Honeywell TFE731-40BR имеют на 10% большую тягу. Благодаря этому самолет имеет возможность взлетать с более коротких полос. Двигатели оснащаются реверсом тяги, что является редкостью для легких бизнес-джетов. Самолет уже в базовой комплектации оснащается ВСУ.
  • Сертификат типа самолет получил в 2013 году и заменил на рынке модель 45XR.
  • LearJet 70 — выведен на рынок в 2013 году. Будучи укороченной версией модели 75, он является заменой, соответственно LearJet 40XR.

Схема самолета LearJet 45



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Learjet 45
Тип самолет бизнес-класса
Силовая установка 2 ТРД Honeywell TFE731-20 тягой по 1,58 тс  каждый
Максимальное число пассажиров 9 человек
Практический потолок 15 545 м
Дальность полета 3 167 км (с 4 пассажирами)
Максимальная взлетная масса 9,752 т
Крейсерская скорость 858 км/ч
Размах крыла 14,58 м
Длина 17,68 м
Высота 4,30 м

НОВОСТИ