Су-30СМ

Сухой Су-30СМ


Галерея Су-30

Разработчик  ОКБ Сухого
Первый полет  2012
Единиц произведено (2017 год)  68
Стоимость единицы (2017 год)  около $50 млн. для ВКС РФ

 

Су-30СМ — российский многоцелевой истребитель, разработанный в ОКБ Сухого в начале 2000-хх. Фактически, является модификацией экспортного истребителя Су-30МКИ для закупок Министерством обороны России.

 

История


История Су-30СМ начинается с появления первой версии самолета этого типа — базового Су-30. К началу 1980-хх годов в военной авиации всего мира начались серьезные изменения. Это было вызвано, не только появлением новых технологий, оружия и тактик ведения боевых действий, но и сложностями чисто промышленными и экономическими. Самолеты становились все сложнее в производстве и все дороже. Даже США и СССР уже не могли держать в своих арсеналах парки из тысяч самолетов десятков разных типов, как это было ранее. Начали проявляться тенденции к универсализации, когда на базе одной машины создаются различные, но сильно унифицированные модификации. Первыми результатами этой тенденции стал американский F-15E Strike Eagle и его прямой конкурент — советский Су-30.

ВВС СССР был нужен самолет, способный не только эффективно воевать с воздушными противниками, но и осуществлять командование авиагруппой, выполнять задачи радиолокационного обнаружения, а так же, атаковать наземные и надводные цели. Су-27 отлично справлялся с первой задачей, но остальные были для него непрофильными. Кроме того, остальные роли требовали от экипажа серьезной мультизадачности, а пилот Су-27 в одиночку с ней справиться просто не мог.

Тем не менее, Су-27, имея значительный модернизационный потенциал и широкие возможности был принят за базу для новой машины. Работы начались в ОКБ Сухого в середине 1980-хх на базе уже созданного двухместного учебного самолета Су-27УБ. Сначала, специалистам КБ удалось довольно быстро модифицировать несколько уже созданных учебных самолетов: их оснастили оборудованием для дозаправки в воздухе, новой системой навигации и рядом других современных приборов. К концу 1980-хх прототипы начали осуществлять испытательные полеты.

Первый серийный самолет, получивший индекс Су-30 выкатили в 1992 году. Самолет имел возможности завоевания превосходства в воздухе, дальнего патрулирования, радиолокационного сканирования и сопровождения, а так же управления группой истребителей.

Серийное производство Су-30 началось в 1990-хх годах. После распада СССР, внутренние заказы от собственных военных были, практически, нулевыми и в ОКБ Сухого был разработан специальный вариант — Су-30К — коммерческий.

С этим самолетом Сухой вышел на международные рынки и добился огромных успехов. Су-30, будучи одним из самых эффективных самолетов в мире, оказался весьма дешев и надежен. Он победил в нескольких крупных военных тендерах и стал активно поставляться в ВВС других стран.

Крупнейшим заказчиком Су-30 стали ВВС Индии. И если первые партии самолетов были именно Су-30К — лишь немного модифицированные версии. То, к началу 2000-хх специально для Индии был разработан значительно улучшенный вариант Су-30МКИ (Модернизированный Коммерческий Индийский).

В дальнейшем, уже на базе Су-30МКИ были созданы локальные версии для разных стран: Вьетнама, Китая, Венесуэлы и так далее. В общей сложности, на 2017 год, более 550 истребителей Су-30 разных версий находятся на вооружении 10 стран, подавляющая часть этих самолетов — экспортная.

Су-30МКИ и его модификации стали настолько эффективны, что было решено поставлять их и в состав ВКС России. Однако, требования Министерства обороны РФ довольно жесткие, особенно, касательно наличия иностранного оборудования в самолетах. Именно для ВКС был создан «домашний» вариант — Су-30СМ — крайняя и наиболее эффективная модификация Су-30.

 

Су-30СМ — многоцелевой истребитель. История и описание. Видео канала Skyships

 

Конструкция


Су-30СМ — двухместный тяжелый истребитель. Конструкционно, практически, копия прорадителя — Су-30МКИ. Оснащается передним горизонтальным оперением (отличие МКИ от базового Су-30, лишенного ПГО).

Силовая установка — два турбореактивных двигателя АЛ-31ФП, создающих тягу на форсаже до 12,5 тс каждый. Двигатели оснащены соплами с отклоняемым вектором тяги.

Система управления — электродистанционная. Су-30СМ оснащается радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой, позволяющей ему вести 15 воздушных целей и атаковать четыре.

Су-30СМ является продолжателем идеологии Су-30 — это многоцелевой самолет, способный летать на большие дистанции, вести бой в воздухе и атаковать наземные цели, а так же осуществлять управление другими самолетами. Экипаж в размещен тандемом. Для дальних полетов самолет оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе.

 

Вооружение


Боевая нагрузка возросла до 8 тонн (у Су-30 6 тонн). Количество подвесок вооружения так же выросло с 10 до 12 (добавилось по одной точке подвески на каждой консоли крыла). Самолет способен применять любое истребительное оружие, имеющееся в распоряжении ВКС России, в том числе ракеты воздух-воздух, воздух-поверхность, неуправляемые ракеты, а так же авиабомбы разных типов.

По классике всего семейства, Су-30СМ оснащается 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-1.



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Су-30СМ
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДД АЛ-31ФП тягой 12,5 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 8 тонн
Практический потолок 17 300 м
Дальность полета 3 000 км
Максимальная взлетная масса 34,5 т
Максимальная скорость 2125 км/ч
Размах крыла 14,70 м
Площадь крыла 62,00 кв. м
Длина 21,94 м
Высота 6,36 м

НОВОСТИ