Boeing 707

Boeing 707


Галерея

Boeing 707

Разработчик  Boeing Company
Первый полет  1957
Единиц произведено  865 (1957-1979)

 

Boeing 707 — узкофюзеляжный, дальнемагистральный, реактивный авиалайнер, созданный компанией Boeing в конце 1950-хх. Серийно выпускался с 1958 по 1979 годы. Первый коммерческий реактивный самолет Boeing.

 

История


К конце II Мировой Войны компания Boeing была одним из крупнейших в мире разработчиков и производителей тяжелой военной авиации, в первую очередь, бомбардировщиков B-17 Flying Fortress и B-29 Superfortress. Позже, с началом реактивной эры, эта же фирма создала новое поколение стратегических бомбардировщиков B-47 Stratojet и B-52 Stratofortress. Однако, в области гражданской авиации Boeing значительно отставал от конкурентов, как американских, так и зарубежных. По большому счету, коммерческая авиация была представлена гидропланом Boeing 314 Cliper и большими поршневыми самолетами 307 Stratoliner и 377 Stratocruiser, которые уже не отвечали требованиям времени.

В конце 1940-хх Boeing направили  серьезные ресурсы на исследования в области реактивной авиации, как наиболее перспективной, как в военной, так в гражданской сфере. Одним из катализаторов работ стал большой заказ ВВС США на создание перспективных топливозаправщиков. У военных было больше 800 заправщиков KC-97 Stratofreighter, но у медленных, поршневых самолетов возникали сложности с дозаправкой более быстрых реактивных самолетов.

Boeing изучал различные варианты строения планера самолета и, в конце концов, остановился на изготовлении прототипа 367-80. На создание этого самолета ушло всего 2 года с 1952 по 1954 годы. Отчасти это было обусловлено тем, что довольно большая часть работ уже была проведена чуть ранее при создании бомбардировщика B-52 и новый самолет унаследовал часть наработок по нему. 367-80 получил 4 двигателя Pratt & Whitney JT3C — снова же, унифицированных с моторами B-52. Такая унификация была очень кстати, учитывая, что это был прототип танкера для ВВС, который, вскоре, получил наименование KC-135 Stratotanker. Интересный факт: во время одного из демонстрационных полетов в 1955 году, пилот Текс Джонстон совершил на нем фигуру высшего пилотажа — бочку. Бочку… на 80-тонном, четырехдвигательном самолете — одном из самых больших в мире на то время.

На счет создания пассажирской модификации в компании долго сомневались. Boeing был, почти полностью, военным производителем. Их крайний пассажирский Boeing 377 Statocruiser не принес ничего, кроме убытков. Однако, маркетинговые исследования и конкуренция с Douglas с их DC-8 все же привели к выводу, что самолет нужен, хотя его и пришлось модифицировать, увеличив диаметр фюзеляжа (с 3,35 м до 3,76 м).


 

Наконец, 20 декабря 1957 года прототип Boeing 707-120 совершил первый полет. Самолет был сертифицирован довольно быстро — уже к осенью 1958 года он получил право выйти на рейсы. Конструкция в процессе испытаний подверглась минимальным модификациям, касающимся, преимущественно, механизации крыла.

Тем не менее, при вводе самолета в эсплуатацию возникали сложности с тем, что большинство пилотов с трудом переучивались на реактивный самолет, привыкнув к пилотированию поршневых машин. Чаще всего это касалось сложностей с самопроизвольным рысканьем и раскачиванием самолета в полете. Boeing сталкивались с этой проблемой еще при создании бомбардировщиков, но гражданские пилоты не сразу научились эффективно пользоваться ранее им незнакомыми средствами корректировки полета. Один раз, пилоты вовсе отключили новую систему, посчитав ее избыточной, что, в итоге, привело к потере стабильности полета и катастрофе. Еще один подобный случай так же едва не закончился аварией, когда во время коммерческого рейса самолет стало сильно раскачивать. Ситуацию спасло то, что на борту среди пассажиров оказался один из пилотов-испытателей Boeing. Он быстро заменил капитана и восстановил управление. Тем не менее, со временем, эта проблема была решена и подобные инциденты прекратились.

Boeing 707 — отец всех боингов.

Конструкция


Boeing 707 — четырехдвигательный моноплан с низкорасположенным крылом малой стреловидности.

Самолеты оснащаются, преимущественно, реактивными двигателями Pratt&Whitney JT3D и их модификациями. Силовая установка оснащена турбокомпрессорами для поддержки давления в кабине. В процессе эксплуатации самолеты несколько раз ремоторизировались вплоть до установки на них двигателей CFM International CFM56, распространенных на современных средних коммерческих лайнерах.

Boeing 707 был первым в мире серийным гражданским лайнером с двигателями в отдельных мотогондолах и подвешенными на пилонах под крылом.

Boeing 707 — узкофюзеляжный самолет. Кресла располагаются по 6 в ряд (3+3) в эконом классе и по 4 в ряд (2+2) в бизнес-классе. В разное время компоновки подвергались изменениям в зависимости от требований заказчиков. Самолет вмещает до 194 пассажиров (Boeing 707-320, одноклассовая компоновка).

 

Модификации


  • 707-020 — так же несущая индекс Boeing 720. Самолет был создан напрямую на основе модели 367-80. Стартовый заказчик — United Air Lines был эксплуатантом DC-8 и предпочел не закупать его прямого конкурента — Boeing 707, поэтому она закупила модифицированные 707 под индексом 720. Известно, что один из лайнеров Boeing 720 был выкуплен частной компанией и получил название «The Starship». В течение последующих лет он активно использовался для перевозки знаменитостей, в том числе рок-групп Led Zeppelin, Deep Purple.
  • 707-120 — первый серийный вариант лайнера, оснащенный более длинным и широким фюзеляжем. Самолет оснащался двигателям JT3C и мог перевозить до 189 пассажиров. Позже была создана версия -120B с более эффективными двигателями JT3D.
  • 707-220 — модификация, созданная для эксплуатации в условиях жары и высокогорья. Оснащался форсированными двигателями JT4A. Всего было изготовлено 5 самолетов один из которых был потерян во время летных испытаний. Его выпуск отменили после создания версии 707-120B.
  • 707-320 — получил наименование Intercontinental и был удлиненной на 2 метра версией 707-120 с двигателями JT4A. Крыло и хвостовое оперение так же было увеличено, что, вкупе с увеличенными топливными баками увеличило дальность полетов. Дополнительное пространство в кабине использовалось, преимущественно, для повышения комфорта пассажиров, а не увеличения их числа.
  • 707-420 — был идентичен модели -320, но оснащался двигателями Roll-Royce Conway 508 и имел увеличенное хвостовое оперение (европейские авиарегуляторы требовали возможности безопасного полета в случае отказа одного двигателя). Самолеты поставлялись Lufthansa, ряду британских авиакомпаний, а так же в Индию и Израиль.
  • 707-320B — модификация 320-ой модели с улучшенными элементами планера, повысившими аэродинамическое качество. Взлетная масса возросла до 151 тонны. Boeing выпустил 175 лайнеров этой версии и модернизировал до его уровня часть уже существовавших машин.
  • 707-320C — имел возможность конвертации из пассажирской в грузовую версию, что сделало его самым массовым вариантом 707-ого. Самолет получил усиленный пол и новую грузовую дверь. Механизация крыла была модернизирована, а под крыло были подвешены двигатели JT3D. Изначально, большинство самолетов были поставлены в пассажирских вариантах способных, теоретически, вмещать до 219 пассажиров. Однако, со временем, большинство из них были переделаны в грузовые.
  • 707-700 — тестовая модификация с установленными двигателями CFM56. Новые двигатели сделали самолет намного более экономичным, однако, в серию он все равно не пошел, уступив свою нишу новейшему Boeing 757.

 

Военные модификации

Не смотря на то, что Boeing 707 почти покинул мир коммерческих перевозок, в военной сфере он по прежнему активно эксплуатируется.

  • E-3 Sentry — специальный самолет Дальнего РадиоЛокационного Обнаружения (ДРЛО) или Airborne Warning and Control System (AWACS). Оснащается вращающимся локационной станцией внутри обтекателя над фюзеляжем.
  • VC-137C — Air Force One — бывший самолет Президента США. Активно применялся вплоть до начала XXI века.
  • E-6 — воздушный командный пункт управления и связи, предназначенный для осуществления контроля ядерной триадой США. Оснащается двигателями CFM-56 и специальными коммуникационными системами.
  • E-8 JSTARS — самолет радиолокационной разведки и коммуникации с войсками. Локационная станция способна регистрировать расположение и перемещение целей на дистанции до 250 километров.
  • C-18 — военно-транспортная модификация. Активно применяется для перевозки личного состава.
  • EC-18B — самолет контроля и сопровождения воздушных испытаний различной техники. Самолеты оснащаются большой антенной, скрытой под шаровым обтекателем в носовой части.


 

Эксплуатация


Изначально, Being 707 уступал на рынке своему главному конкуренту — Douglas DC-8, благодаря лучшей репутации Douglas и большей надежности их детища. Но, со временем, Boeing 707 был доработан и доказал свое превосходство, а сама компания зарекомендовала себя, как надежный производитель гражданской техники.

Крупнейшими заказчиками самолетов были авиакомпании Pan American (PanAm) и Trans World Airlines (TWA), следом пошли многие другие авиакомпании США и Европы. Получив эффективный дальнемагистральный лайнер, авиаперевозчики значительно расширили географию и интенсивность полетов. Самолеты серийно производились с 1957 по 1979 годы. Рекордным был период конца 1960-хх, когда Boeing поставлял около сотни самолетов ежегодно.

Кроме того, два модифицированных самолета под индексом VC-137 использовались в качестве американских «Боротов номер 1». Эти самолеты находились в экспулатации вплоть до 2001 года, обслуживая всю плеяду лидеров США от Дуайта Эйзенхауэра до Джорджа Буша Младшего. Нынешняя ливрея, ставшая стандартной для Air Force One, была разработана для VC-137 при администрации Джона Кеннеди.

К 1970-ым годам рынок авиаперевозок значительно вырос, интенсивность полетов и объемы достигли таких масштабов, что авиакомпаниям потребовались более вместительные дальнемагистральные лайнеры. В итоге, на большинстве коммерческих направлений Boeing 707 уступил место новому поколению первых широкофюзеляжных самолетов, главным из которых стал Boeing 747.

В итоге, Boeing 707 был быстро вытеснен из парков авиакомпаний и продолжал экслуатироваться лишь в странах Третьего мира. Пассажирские полеты в США закончились в начале 1980-хх. Тем не менее, ряд военных модификаций, в частности, топливозаправщики и самолеты ДРЛО (AWACS) на базе Boeing 707 до сих пор находятся в эксплуатации. В общей сложности было поставлено 865 самолетов модели 707.

Схема лайнера Boeing 707


 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Boeing 707
Тип магистральный пассажирский самолет
Модификция 707-120B 707-320B 707-320C
Силовая установка Pratt & Whitney JT3D-3 Pratt & Whitney JT3D
Тяга двигателей 4 X 8,15 тс 4 X 7,95 тс 4 X 8,67 тс
Максимальное число пассажиров 189 максимум
174 (1 класс)
137 (2 класса)
189 максимум
189 (1 класс)
141 (2 класса)
219 максимум
194 (1 класс)
13 грузовых контейнеров
Практический потолок 11 890 м
Дальность полета 6 700 км 9 300 км 5 400 км
Максимальная взлетная масса 117 т 151,5 т
Крейсерская скорость 977 км/ч
Размах крыла 39,88 м 43,41 м 44,42 м
Длина 44,22 м 46,61 м
Высота 12,70 м 12,83 м 12,80 м

НОВОСТИ