Boeing 717

Boeing 717


Галерея

Boeing 717

Разработчик  Boeing Company
Первый полет  1998
Единиц произведено  156 (1998-2006)

 

Boeing 717 — двухдвигательный узкофюзеляжный реактивный самолет. Авиалайнер изначально был разработан фирмой McDonnell Douglas под индексом MD-95 — глобокой модификацией самолета DC-9. Однако, после поглощения фирмой Boeing самолет прошел ремаркетинг и с 1999 года поставлялся под наименованием Boeing 717.

 

История


В конце 1950-хх фирма Douglas создала свой флагманский самолет — четырехдвигательный, дальнемагистральный лайнер DC-8. В 1963 году к большой модели присоединился среднемагистральный самолет DC-9. Это был совершенно новый самолет, оснащенный двумя двигателями Pratt&Whitney JT8D и эффективным крылом и Т-образным оперением. DC-9 совершил первый полет в 1965 году, а к моменту окончания производства в 1982 году небо увидело 976 самолетов этого типа.

В 1980 году McDonnell Douglas создал самолет MD-80, который был, фактически, следующим поколением DC-9. Самолет имел удлиненный фюзеляж, большую взлетную массу и улучшенное крыло, а обновленные двигатели JT8D-200 снизили расход топлива. Самолет был весьма успешен — до 1999 года, окончания производства, был поставлен 1991 лайнер.

На базе MD-80 был создан самолет MD-90. Самолет вышел на линии в 1993 году. Он был длиннее, оснащался новейшей стеклянной кабиной и оснащался более мощными двигателями Internationa Aero Engines IAE V2525-D5 (версии этих двигателей так же устанавливаются на Airbus A320 и Embraer KC-390). Всего было выпущено 116 лайнеров MD-90.

 

MD-95

История проекта MD-95 началась еще а 1983 году, когда McDonnell Douglas развернул работы по проекту DC-9-90. В начале 1980-х, обычные DC-9 начали потихоньку заменяться моделями Super 80 (позже они получили имя MD-80). Компания хотела получить уменьшенную версию DC-9, что бы не упускать нишу рынка небольших реактивных лайнеров. Новый самолет был на 7,72 метра короче DC-9-81, должен был иметь двигатели JT8D-200 или новешие CFM56-3 и вмещать 117 пассажиров. С такими показателями самолет весил до 51 тонны и должен был летать на расстояния до 3700 км.

Экономическая рецессия 1980-хх остановила проект. Потом DC-9-90 должен был быть заменен уменьшенной версией MD-80, но и этот проект оказался бесперспективным. В конце концов, 100-местный Дуглас в 1980-хх так и не появился.

В 1991 году McDonnell Douglas пересмотрел свою программу и возобновил проект. Самолет изначально назывался MD-87-105 (105 мест). В том же году на Парижском авиашоу компания официально анонсировала создание нового самолета, назвав его MD-95. Поставки должны были начаться в 1994 году.

В начале 1994 году MD-95 заменил собой самолет серии DC-9-30, который по большинству характеристик был почти полной аналогией первого. Тогда, компания уже заявляла MD-95, как семейство лайнеров с разной дальностью полета и вместимостью. Самолет должен был стать семейством ступенькой ниже MD-80 и заменить весь мировой парк старых DC-9.

Однако, не смотря на все перспективы, MD-95 не снискал большой популярности. В 1995 году авиакомпания SAS (Scandinavian Airlines System), которая долгое время была крупным клиентом McDonnell Douglas, выбрала в качестве своего главного регинального лайнера Boeing 737-600. А в течение нескольких лет лишь американский лоукостер ValuJet заказал партию из 50 самолетов. Этого было недостаточно.

Boeing 717 — детище Боинга и наследие Дугласа. История и описание самолета.

 

Производство


Изначально McDonnell Douglas планировал разместить довольно большую долю производства в Китае. В рамках первичного контракта китайцы должны были собрать 150 самолетов в рамках проекта производства грузовых версий Trunkliner. Однако, итоговый контракт предполагал всего 40 машин, из которых 20 MD-90T и 20 MD-80T (MD-80 производился в Шанхае по лицензии  с начала 1980-хх). В итоге, компании пришлось пересмотреть программу заграничного производства самолетов.

Дома компания так же заявила о беспрецендентном шаге. В 1994 году она перевела окончательную сборку со своего главного завода в Лонг Бич, Калифорния на завод в Далласе, Техас. Однако, власти Калифорнии предложили большие льготы и производство было решено не перемещать.


 

Ребрендинг

В августе 1997 году McDonnell Douglas была поглощена фирмой Boeing. При этом большинство экспертов отрасли было уверено, что Boeing закроет проект MD-95. Однако, фирма приняла решение продолжить работы над проектом, название которого было заменено на Boeing 717. Это название на тот момент было вакантным: у фирмы были модели 707 и 727, но 717 в линейке лайнеров отсутствовал. Изначально, это название было привязано к заправщику KC-135 Stratotanker, а затем его применяли как название одной из версий Boeing 707 (модель 720). Тем не менее, в итоге оно не прижилось старым машинам и оказалось весьма кстати для бывшего MD-95.

На начальном этапе продаж Boeing с Boeing 717 преуспел не больше, чем McDonnel Douglas с MD-95. Сборка машин началась в 1997 году. Летом 1998 года самолет прошел церемонию выкатки, а в сентябре он взлетел. Уже в 1999 году после получения сертификата FAA первые лайнеры были переданы авиакомпании AirTran Airways, который заменил собой ValuJet на месте стартового заказчика. Тогда же авиакомпания Trans World Airlines (TWA) заказала 50 самолетов с опционом еще на 50.

Решение Boeing не закрывать проект MD-95 медленно стало приносить плоды. Ранние эксплуатанты Boeing 717 были довольны его надежностью и характеристиками — последовали новые заказы. Фактически, в начале XXI века Boeing 717 был лучшим региональным реактивным лайнером. Новые двигатели Rolls-Royce BR715 были надежными и очень простыми в обслуживании, как и весь самолет (C-check Boeing 717 занимал всего 3 дня в сравнении с 3 неделями у DC-9). В список заказчиков, вскоре, вошли австралийская Quantas, а так же американские Hawaiian Airlines и Midwest Airlines.

Boeing довольно активно продвигал самолет, особенно среди авиакомпаний — эксплуатантов старых DC-9. Фирма занималась проработкой увеличенной модификации 717-300, но, проект был свернут, так как этот самолет начинал конкурировать с Boeing 737-700. Базовый же Boeing 717 не плохо дополнял модель Boeing 737-600 — младшую в поколении NG. 717-ый отлично показывал себя на региональных линиях в то время как 737-600 был очень эффективен на среднемагистральных.

 

Сборка и завершение производства

В 2001 году Boeing впервые создал конвейер для серийного выпуска лайнеров Boeing 717 и Boeing 737. Конвейерный способ производства значительно сократил время сборки лайнеров, что, соответственно, сократило себестоимость и увеличило объемы поставок. Однако, террористические атаки 11 сентября 2001 года и последовавший за ними кризис авиаперевозок заставили фирму пересмотреть будущее модели 717. Но не смотря на сокращение продаж, Boeing по прежнему был уверен в большом потенциале его 100-местных самолетов.

Однако, начало XXI века ознаменовалось выходом на рынок коммерческих авиалайнеров новых производителей, таких, как канадский Bombardier и бразильский Embraer. Конкуренция значительно возросла, а заказы уменьшались. Крупнейший заказчик лайнеров — авиакомпания TWA была поглощена American Airlines, которая сразу отменила заказы на малые лайнеры: Airbus A318 и Boeing 717. Конец программы был дан в 2003 году, когда Boeing проиграл тендер авиакомпании Air Canada на $2,7 млрд. предполагавший замену их парка самолетов DC-9. Тогда авиакомпания выбрала новейшие лайнеры Embraer E-Jet и Bombardier CRJ200. В 2005 году Boeing официально заявили о планах прекратить производство модели 717.

Крайний, 156-ой Boeing 717 был передан авиакомпании AirTran Airways весной 2006 года. Эта авиакомпания оказалась как стартовым, так и финишным заказчиком лайнера. Этот самолет так же стал завершением производства самолетов на заводе в Лонг Бич, Калифорния.


 

Конструкция


Boeing 717 — двухдвигательный ближнемагистральный пассажирский лайнер. Самолет имеет низкорасположенное крыло малой страловидности.

Силовая установка представлена двумя турбореактивными двигателями Rolls-Royce BR715, поставляемыми британским концерном BAE Systems. Двигатели оснащены цифровой системой корректировки тяги FADEC (Full Authority Digital Engine Control).

Интерфейс кабины экипажа составлен из шести дисплеев и авионики Honeywell. Кабина значительно унифицирована с кабинами самолетов MD-10 и MD-11. Автопилот позволяет совершать автоматические посадки по категории IIIb. Учитывая, что Boeing 717 значительно унифицирован с лайнерами близких марок McDonnell Douglas, FAA допускает минимальное переобучение для экипажей при переходе на него с самолетов DC-9 и MD-80 (курс может длиться всего пару недель).

Пассажирский салон Boeing 717 отличается от салонов других лайнеров фирмы. Это связано с тем, что он является прямым наследником DC-9, MD-80 и MD-90. Самым явным отличием является компоновка кресел 2+3 в ряд. Boeing 737 и, другие узкофюзеляжные лайнеры фирмы имеют компоновку 3+3.

 

Модификации


На этапе разработки McDonnell Douglas планировал создать 3 базовые модификации лайнера:

  • MD-95-30 — базовый самолет на 100 пассажирских мест
  • MD-95-30ER — самолет с увеличенными топливными баками и дальностью
  • MD-95-50 — увеличенная версия, способная вмещать до 120 пассажиров.

 

Эксплуатация


Всего, в период с 1998 по 2006 год было выпущено 156 самолетов Boeing 717. Из них, на 2017 год 154 находятся в эксплуатации в пяти авиакомпаниях. Больше всего самолетов имеет авиакопания Delta Air Lines — 91 борт.

За все время эксплуатации до 2017 года самолеты Boeing 717 не оказывались участниками инцидентов, повлекших гибель людей. Самолет один раз пытались угнать, один раз он совершил аварийную посадку без передней стойки шасси и один раз самолет столкнулся с другим самолетом во время движения по аэродрому.

Схема салона Boeing 717


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Boeing 717
Тип региональный пассажирский самолет
Модификция 717 базовый 717 с увеличенной полной массой
Силовая установка Rolls-Royce BR715-A1-30 Rolls Royce BR715-C1-30
Тяга двигателей 2 X 8,58 тс 2 X 9,71 тс
Максимальное число пассажиров 134 максимум
117 (1 класс)
106 (2 класса)
134 максимум
117 (1 класс)
106 (2 класса)
Практический потолок 11 000 м
Дальность полета 2 645 км 3 815 км
Максимальная взлетная масса 49,9 т 54,9 т
Крейсерская скорость 822 км/ч
Размах крыла 28,4 м
Длина 37,8 м
Высота 9 м

НОВОСТИ