Boeing 767

Boeing 767


Галерея

Boeing 767

Разработчик  Boeing Company
Первый полет  1981
Единиц произведено  1103 (1981-2017)

 

Boeing 767 — двухдвигательный, широкофюзеляжный авиалайнер, разработанный фирмой Boeing в начале 1980-хх. Первый двухдвигательный широкофюзеляжный самолет Boeing.

 

История


9 февраля 1969 года совершил свой первый полет лайнер Boeing 747. Он стал не просто одним из самых крупных и необычных самолетов мира, но и основателем нового класса коммерческих авиалайнеров — широкофюзеляжных. Вслед за ним на рынок довольно быстро вышли другие авиалайнеры подобного класса: McDonnell Douglas DC-10 (1970 год), Lockheed L-1011 TriStar (1970 год), Airbus A300 (1972 год) и Ильюшин Ил-86 (1976 год). Все эти самолеты были меньше флагмана Boeing, но так же демонстрировали отличные характеристики эксплуатации.

Среди них стоит отметить A300 — первый самолет созданного недавно европейского концерна Airbus. Имея множество мелких недостатков, этот самолет, тем не менее, демонстрировал выдающиеся экономические показатели. Основой его преимущества было то, что это был единственный двухдвигательный самолет в этом классе, что позволяло не только снизить расход топлива, но и оптимизировать обслуживание самолета — операционные расходы авиакомпаний снижались. Это сделало самолет очень востребованным даже не смотря на то, что А300 уступал аналогам по ряду основных характеристик. Потенциал именно двухдвигательных широкофюзеляжных самолетов был очевиден.

В 1972 году Boeing инициировал исследовательскую программу, задачей которой было изучение возможности создания нового широкофюзеляжного двухдвигательного лайнера. Программа получила наименование 7X7. Предполагалось, что новый самолет заменит крупные магистральные лайнеры предыдущего поколения, однако, будет иметь размеры фюзеляжа меньшие, в сравнении с моделями 747, DC-10 и L-1011 (диаметры этих самолетов были признаны слишком большими).

В начале 1970-хх у Boeing было множество финансовых сложностей, вызванных огромными расходами на создание модели 747. В связи с этим, фирма приняла решение снизить финансовую нагрузку и риски, заключив договоренности с итальянской корпорацией Aeritalia (сейчас является частью Alenia Aeronautica) и японским промышленным конгломератом CTDC (Civil Transport Development Corporation). Новые партнеры разделяли риски и частично финансировали работы по программе, а взамен, должны были стать крупными подрядчиками Boeing  в производственной цепочке будущих лайнеров.

Изначально предполагалось, что Boeing 7X7 будет иметь возможность работы на коротких взлетно-посадочных полосах и выполнять рейсы средних дистанций. Однако, заказчики такую концепцию не поддерживали. Аэропорты активно модернизировались и возможность работы на коротких полосах не была столь критична, а вот дальность полетов авиакомпаниям нужна была намного большая — 7X7 должен был быть трансконтинентальным транспортом. Для обеспечения этого проекта появились варианты с третьим двигателем.

К 1976 году концепция 7X7 была утверждена. Базовыми версиями были утверждены двухдвигательные варианты, сохранившие изначальную схему, очень близкую европейской модели A300. Это был оптимальный путь: новые двигатели уже были достаточно мощными, а растущая надежность постепенно устраняла страх полетов на двухдвигательных самолетах. Boeing при этом концентрировался на рынке авиаперевозок средней и большой дальности высокой плотности, когда нужно перевозить сразу много пассажиров между крупными городами. Именно на это делалась ставка при создании как 7X7, так и будущего самого большого узкофюзеляжного лайнера фирмы — модели 7N7 (будущего Boeing 757). Работы по проектам велись параллельно и самолеты оказывались значительно унифицированными.

В 1978 году Boeing официально заявил о расширении производственной площадки в Эверетте, где, помимо модели 747 будет производиться новая модель, получившая индекс 767. Производить планировалось сразу три модели: 190-местный 767-100, 210-местный 767-200, а так же увеличенный трехдвигательный 767MR/LR вмещающий 200 пассажиров и летающий на дальние дистанции. При этом, версию 767MR/LR так же предлагалось выделить в отдельную модель, которую должны были назвать Boeing 777 и вывести на рынок для конкуренции лайнерам Douglas и Lockheed.

Проект 767 был официально запущен в 1978 году, когда United Airlines заказала 30 самолетов версии -200. Так же, самолеты заказали American Airlines и Delta Airlines. Модель -100 оказалась невостребована — ее вместимость была слишком близка модели Boeing 757, которую предпочли авиакомпании. В это же время концепция трехдвигательного широкофюзеляжного лайнера была окончательно вытеснена из стен фирмы — проект трехдвигательного Boeing 777 был закрыт.

Первым заказчикам предлагались лайнеры с двумя опциональными моделями двигателей: Pratt&Whitney JT9D, уже летавшими на Boeing 747, а так же General Electric CF6 — гражданской версией двигателей TF39, созданных для военно-транспортного Galaxy C-5.

Крыло самолета создавалось параллельно с крылом Boeing 757 и использовало все технологии, полученные при создании Boeing 747. Благодаря улучшениям конструкции, удалось создать наиболее аэродинамически качественное крыло для своего времени, а так же вместить больше топлива, что позволило увеличить дальность полетов. Boeing 767-200 должен был иметь дальность около 7000 километров и летать как по всей территории США, так и на трансатлантических трассах.


 

Фюзеляж Boeing 767 отличался от фюзеляжей предшественников. Конструкции, применявшиеся при создании узкофюзеляжных лайнеров, даже новейшего 757-ого не подходили, но и ширина палубы Boeing 747 для самолетов меньших размеров оказывалась чрезмерной — аэродинамическое сопротивление значительно ухудшало характеристики. Для улучшения летных показателей фюзеляж получил ширину в 5,03 метра — самый меньший в классе (ширина фюзеляжа А300 5,64 метра, ширина фюзеляжа Boeing 747 6,5 метров).

С одной стороны это позволило создать наиболее аэродинамически эффективную конструкцию, но, с другой, уменьшенный фюзеляж ухудшал грузовые возможности самолета: он не мог вместить стандартные контейнеры LD3. Пришлось создать и вывести на рынок новые, меньше по габаритам контейнеры LD2 специально для Boeing 767.

Boeing 767 был первым широкофюзеляжным самолетом, изначально созданным с «стеклянной» кабиной и пилотируемый экипажем из двух человек. Кабина оснащалась цветными ЭЛТ-мониторами и новейшей электроникой, позволившей отказаться от бортинженера. Причем, изначально, авиакомпании эту схему не поддерживали. Не смотря на все преимущества, некоторые заказчики брали лайнеры с экипажем из трех человек в качестве опции. Но такая практика продолжалась недолго — уже в конце 1981 году правительственная комиссия США признала экипаж из двух пилотов оптимальным для коммерческих авиалайнеров. Аналогичная ситуация была с Boeing 757, хотя там базовая комплектация была расчитана на троих пилотов, а вариант на двоих предлагался в качестве опции. В конце концов, в течение нескольких лет кабины обоих лайнеров, изначально очень близкие, были практически полностью унифицированы. Экипажи могли легко пересаживаться с модели на модель с минимальным переобучением (тем не менее, считается, что Boeing 767 проще в пилотировании, чем его младший брат).

Boeing 767 стал первым опытом фирмы по широкой международной производственной кооперации. Была создана сложная коммуникационная и логистическая сеть, которая должна была соединить основные заводы фирмы с поставщиками, в первую очередь, из Японии и Италии. Крылья и фюзеляжи изготавливались на мощностях Boeing Commercial Airplanes, аэродинамические плоскости производила итальянская Aeritalia, предкрылки изготавливало подразделение Boeing Vertol. Японский CTDC консолидировал нескольких производителей: Fuji Heavy Industries (обтекатели креплений крыла и створки шасси), Kawasaki Heavy Industries (центроплан) и Mitsubishi Heavy Industries (хвостовая часть фюзеляжа, двери и хвостовое оперение). Все комплектующие поставлялись на завод в Эверетте, где выполнялась окончательная сборка. Изготовление первых лайнеров началось в 1979 году.

Прототип Boeing 767-200 под регистрационным номером N767BA, оснащенный двигателями JT9D прошел церемонию выкатки в конце лета 1981 года. В сентябре 1981 года самолет совершил первый испытательный полет. На тот момент Boeing уже располагал портфелем заказов на 173 лайнера от 17 авиакомпаний.

В программе испытаний участвовало сразу 6 первых произведенных самолетов. Четыре были оснащены двигателями JT9D, еще два — двигателями CF6. Уже к сентябрю 1982 года лайнеры с обеими силовыми установками были сертифицированы в США и Великобритании.

Описание: Boeing 767 — родоначальник класса боингов. История и описание

 

Конструкция


Boeing 767 — двухдвигательный широкофюзеляжный самолет с низкорасположенным крылом умеренной стреловидности.

Крыло рассчитано на крейсерскую скорость около 860 км/ч. Как и Boeing 757, самолет имеет развитую механизацию крыла, позволяющую ему поддерживать управляемый полет на минимальных скоростях. Значительная часть конструкции выполнена из композиционных элементов и улучшенных алюминиевых сплавов.

Шасси трехстоечное классической схемы с поворотной передней стойкой. Основная опора шасси имеет две стойки с четырьмя колесами на каждой. У модели 767-400 шасси усилено и унифицировано с шасси Boeing 777.

Большая часть систем самолета аналогична системам Boeing 757, так как самолеты разрабатывались, фактически, в рамках единой программы. Это касается кабины пилотов, части авионики и бортовых компьютеров, а так же самолеты имеют одно и то же ВСУ.

Оригинальные Boeing 767 оснащались интерфейсом от Rockwell Collins с шестью ЭЛТ-мониторами и летным комплексом EFIS. Boeing 767 изначально был расчитан на пилотирование двумя летчиками, а так же первый в классе получил сертификат CAT IIIb, позволяющий совершать посадки при видимости до 300 метров. Начиная с модели 767-400ER самолет получил обновленную кабину, унифицированную с кабиной Boeing 777, оснащенную ЖК-дисплеями (причем, для упрощения обучения, интерфейс на мониторах был сохранен старым).

Самолет имеет три дублирующие гидросистемы, обеспечивающие управление самолетом. Две гидросистемы независимо подпитываются от двигателей, а третья оснащена электонасосами. Так же на самолете, в ограниченном формате использовалась электродистанционная система управления некоторыми системами.

Boeing 767 — широкофюзеляжный лайнер. Салон имеет два прохода. Салон эконом класса оснащается по схеме 7 кресел в ряд (2-3-2), а салон бизнес класса оснащается по схеме 6 кресел в ряд (2-2-2). Благодаря такому расположению, 87% пассажиров оказываются либо возле прохода, либо возле иллюминатора. Неудобные центральные кресла часто остаются свободными.

В 2000 году на базе салона Boeing 777, фирма разработала для 767-ого обновленный стиль салона, названный Boeing Signature Interior, включающий новые багажные полки, освещение и материалы отделки.

 

Эксплуатация и дальнейшее развитие


В середине осени 1982 года самолеты стали поступать в парки авиакомпаний Delta Air Lines и United Airlines. Экспортироваться самолеты начали уже в 1983 году с поставок Air Canada, China Airlines и El Al. После всех сложностей и задержек с Boeing 747, вывод новой модели казался невероятно гладким. Эксплуатационная надежность уже у первых бортов достигала среднего уровня в 96%. Авиакомпании очень тепло отзывались об экономии, комфорте салона и низком уровне шума.

Спрос на Boeing 767 вырос еще сильнее, когда международные регуляторы расширили стандарты ETOPS и разрешили двухдвигательным лайнерам летать по большему количеству маршрутов над Атлантикой. Эти изменения были реализованы как раз из-за появления лайнеров Boeing 767 и Airbus A300, доказавших высокую надежность. До этого двухдвигательные самолеты должны были находится максимум в 1,5 часах от ближайшего аэропорта, что исключало трансокеанские рейсы. Новый стандарт ETOPS120 расширял временной диапазон до 2 часов. К 1989 году Boeing 767 был сертифицирован по стандарту ETOPS180, расширивший время до 3 часов.

Высокий спрос на лайнеры позволил Boeing почти сразу анонсировать модель 767-200ER с увеличенной дальностью полета. Масса самолета выросла за счет увеличения количества топлива. Дальность при этом достигла 11800 км.

Дальнейшим развитием самолетов стало увеличение вместимости. В 1983 году Boeing начал работы над версией 767-300 с удлиненным фюзеляжем, а так же ее вариантом -300ER с увеличенной дальностью. Оба самолета могли вмещать до 350 человек, а модель ER летала на расстояния до 11000 км. Первые Boeing 767-300 были переданы Japan Airlines в 1986 году, а 767-300ER авиакомпании American Airlines в 1988. Самолеты стали очень популярны: 2/3 всех 767-ых это модели 300 и 300ER.

Планы увеличения самолеты моделями -300 не ограничивались. В середине 1980-хх возникали идеи создания самолетов еще большей длины, а так же вариантов с второй палубой, который прозвали «Горбуном из Мекилтео» (Hunchback of Mukilteo). Это был самолет с второй палубой в хвостовой части, а Мукилтео это небольшой городок неподалеку от завода Boeing в Эверетте. В дальнейшем был инициирован проект 767-X — самолета с увеличенным крылом и фюзеляжем, но этот проект был свернут в пользу более сложной программы создания полностью нового авиалайнера (будущего Boeing 777).

Будучи вторым по размерам лайнером Boeing, модель 767 пользовалась большой популярностью. В 1989 году самолет получил сразу 134 твердых заказа и стал бестселлером фирмы, а получив право летать над океанами он их завоевал. В начале 1990-хх Boeing 767 осуществлял большую часть трансатлантических рейсов. При возможности летать на большие расстояния, самолет оставался довольно легким для широкофюзеляжного, что позволило ему летать в региональные аэропорты, а авиакомпаниям сокращать количество пересадок пассажиров не пользуясь перегруженными хабами.

С февраля 1990 года Boeing 767 начали оснащать британскими двигателями Rolls-Royce RB211. Первые лайнеры 767-300 с этими моторами начали поставляться в British Airways. Однако, такая ремоторизация прошла не без проблем. Вскоре после начала эксплуатации все самолеты прекратили полеты из-за обнаруженных повреждений пилонов. Оказалось, что они не выдерживали новые двигатели, которые были почти на тонну тяжелее старых. После этого инцидента, пилоны всех самолетов были усилены.

В 1993 году Boeing получил первые заказы на грузовые версии от UPS Airlines. Грузовой самолет Boeing 767-300F начал поставляться в 1995 году. Самолет получил большую грузовую дверь, усиленное шасси и обновленное крыло.

В 1995 году, когда Boeing принял решение не создавать уменьшенную версию модели 777, он развернул работы по созданию увеличенной версии модели 767. Новый самолет получил индекс Boeing 767-400 и должен был заменить устаревающие авиалайнеры Lockheed L-1011. Первым эксплуатантом лайнера стала Delta Air Lines в 1997 году.

К началу XXI века небо увидело более 900 лайнеров модели 767. Однако, поставки начали снижаться. В 2001 году Boeing свернул работы над дальнемагистральным 767-400ERX в пользу перспективного проекта Sonic Cruiser, который по вместимости был аналогичен.

В то же время фирма анонсировала создание нового воздушного танкера KC-767. Самолет мог быть как грузовым транспортом, так и топливозаправщиком. Первый борт был поставлен в 2002 году в состав ВВС Италии. Тендер, проведенный ВВС США для замены устаревающих KC-135 сопровождался множеством скандалов и расследований, в результате которых поставки были отложены, а некоторые руководители компании ушли в отставку.

Вскоре, Boeing свернул программу Sonic Cruiser и анонсировал программу 7E7 — новейшего лайнера, который должен был заменить Boeing 767. Это было начало масштабной программы фирмы по модернизации линейки самолетов, известной под названием Boeing Yellowstone Project.

Характеристики проекта 7E7 были весьма впечатляющими и авиакомпании стали его очень активно заказывать. К моменту выхода на рынок, новейший Boeing 787 Dreamliner уже располагал заказами на сотни самолетов.

Однако, сложности в разработке и производстве привели к серьезным сдвигам поставок. В результате этого, Boeing 767 некоторое время оставался востребованным. В 2007 году UPS и DHL заказали сразу 33 грузовых самолета. Спрос позволил фирме провести локальную модернизацию модели с улучшением авионики и элементов конструкции (на базе наработок модели 777).

В 2011 году завод в Эверетте покинул 1000-ый лайнер Boeing 767. На этом была завершена сборка самолетов на оригинальной производственной линии. Все оставшиеся самолеты собираются на уменьшенной почти вдвое линии в другой части завода (старая линия была модернизирована и передана под выпуск Boeing 787).

Производство могли и вовсе свернуть, но фирма сохранила часть заказов, а так же выиграла новый тендер ВВС на поставку большой партии воздушных танкеров KC-X. Военные планируют получить несколько десятков самолетов. Кроме того, FedEx Express заказал 50 самолетов 767-300F с опционом еще на 50. В соответствии с этими планами предполагается, что самолет будет выпускаться до 2023 года.

На конец 2016 года в эксплуатации находилось 742 лайнера Boeing 767 разных модификаций, преимущественно, у американских и японских операторов.


 

Инциденты


На 2017 год Boeing 767 оказывался участником 45 авиационных инцидентов, 16 из которых приводили к серьезным повреждениям самолета. В результате шести авиакатастроф и трех угонов погиб 851 человек.

Первая авиакатастрофа произошла с лайнером Boeing 767-300ER австрийской авиакомпании Lauda Air. Тогда, в результате сбоя управления прямо в полете у левого двигателя включился реверс тяги. Самолет потерял скорость и разбился, погибло 223 человека. После этого в течение некоторого времени реверс тяги у самолетов был отключен до решения проблемы.

Самой крупной катастрофой Boeing 767, как и его младшего брата 757-ого, произошла 11 сентября 2001 года. Два самолета были захвачены террористами и протаранили башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В результате атаки погибли 157 пассажиров и членов экипажей самолетов и около 2600 человек, находившихся в рухнувших небоскребах.


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Boeing 767
Тип Дальнемагистральный авиалайнер
Модификция 767-200ER 767-300ER 767-400ER
Силовая установка Двигатели различных серий семейств:
P&W JT9D
P&W PW4000
GE CF6
RR RB211
Тяга двигателей 2 X 27,5 тс 2 X 27,9 тс 2 X 27,5 тс
Максимальное число пассажиров 290 максимум
245 (1 класс)
216 (2 класса)
351 максимум
290 (1 класс)
261 (2 класса)
375 максимум
375 (1 класс)
296 (2 класса)
Практический потолок 13 100 м
Дальность полета 12 200 км 11 070 км 10 415 км
Максимальная взлетная масса 179,17 т 186,88 т 204,12 т
Крейсерская скорость 850-900 км/ч
Размах крыла 47,57 м
Длина 48,51 м 54,94 м 61,37 м
Высота 15,80 м 16,80 м

НОВОСТИ