Boeing 757

Boeing 757


Галерея

Boeing 757

Разработчик  Boeing Company
Первый полет  1987
Единиц произведено  7528 (2017)

 

Boeing 757 — двухдвигательный, узкофюзеляжный авиалайнер, разработанный фирмой Boeing в начале 1980-хх. Способный вмещать до 295 пассажиров, самолет является самым крупным в классе узкофюзеляжных. Не выпускается (производство завершено в 2004 году).

 

История


В начале 1970-хх, в процессе вывода на рынок широкофюзеляжного лайнера Boeing 747, фирма Boeing проводила исследования с целью расширения возможностей модели 727 — самого успешного лайнера в линейке того временим. За базу была взята модификация Boeing 727-200, которую и планировалось улучшать. Изначально рассматривалось два пути развития: создание более эффективной и вместительной версии 727-300 или же создание полностью нового двухдвигательного самолета 7N7 с применением новейших решений, отработанных на Boeing 747. Первый путь был простым и дешевым, предполагая лишь модернизацию самолета, но второй путь, будучи дорогим и сложным, сулил значительно больший потенциал в будущем.

Изначально Boeing работал над моделью 727-300 и авиакомпании ждали его, однако, после публикации потенциальных характеристик перспективного 7N7 пробудили интерес заказчиков именно к нему благодаря значительно лучшим экономическим показателям. Самолет был легче, с более развитой аэродинамикой и лучшими возможностями компоновки салона, а двигатели с высокой степенью двухконтурности были значительно экономичнее. Кроме того, стоимость программы оказалась снижена благодаря тому, что она была унифицирована с реализовывавшимся параллельно другим проектом первого широкофюзеляжного двухдвигательного лайнера 7X7 (будущий Boeing 767). К середине 1970-хх оба проекта были запущены в работу.

К 1978 году работы были сконцентрированы на двух базовых самолетах: 7N7-100, рассчитанном на 160 мест и 7N7-200, рассчитанном на 180 мест. Самолеты должны были иметь новейшее крыло и подвешенные на пилонах двигатели, хотя фюзеляж, Т-образный хвост и значительная часть салона все еще были взяты с Boeing 727.

Потенциальный спрос на 7N7 рос по мере роста цен на топливо. Предполагалось, что самолет будет на 20% экономичнее аналогов при том, что его масса и вместительность будут больше. Eastern Airlines и British Airways должны были стать стартовыми заказчиками с портфелем в 40 самолетов. В 1979 году в рамках подписания контракта самолет впервые получил официальное название Boeing 757. При этом, модель -100 не получила заказов и работы по ней свернули.

Стартовые заказчики, в первую очередь, British Airways выбрали в качестве силовой установки два двигателя Rolls Royce RB211, которые стали базовыми. Это был первый случай, когда лайнер Boeing в базовой версии получил двигатели не американского производства. Позже, в качестве альтернативы были предложены двигатели Pratt & Whitney PW2037.

В процессе разработки самолет получал все больше элементов и систем от Boeing 767, которые вымещали старые элементы 727-ого. Унификация новых двухдвигательных лайнеров росла, а инженеры обеих программ часто работали вместе. Оба самолета получили почти одинаковую кабину, рассчитанную на двоих членов экипажа и большую часть авионики. Такая близость моделей была полезна позже: в случае смены моделей с 757 на 767 и обратно, требуемое переобучение было минимальным.

Крылья обоих самолетов так же разрабатывались командами вместе. Новая конструкция, основанная на наработках по Boeing 747 была легче, давала большую подъемную силу и меньшее сопротивление в полете. При этом, топливная вместимость крыла при модернизациях возростала.

В середине 1979 года последнее наследие 727-ого — Т-образное оперение так же было отброшено. Размеры самолета выросли еще больше, а вместимость достигла 239 человек. По большому счету, от предшественников у самолета осталась только схема сечения фюзеляжа (более широкий фюзеляж неоправданно увеличивал сопротивление в полете).


 

Как и другие узкофюзеляжные самолеты Boeing, модель 757 начала собираться на заводе в Рентоне. На производственной линии 757-ой в течение нескольких лет заменил 727-ой. Изначально, благодаря лобби British Airways и Rolls Royce, предполагалось, что крыло будет изготавливаться в Великобритании, однако, эти планы не реализовались. Большая часть элементов и систем лайнера производились в США.

Первый прототип Boeing 757 прошел церемонию выкатки на заводе в Рентоне в январе 1982 года. Уже через месяц самолет взлетел. Первый полет не обошелся без проблем: из-за падения давления масла один из двигателей RB211 остановился, но его удалось быстро перезапустить.

Испытания продолжались 7 месяцев без перерывов. К тому моменту, Boeing 757 имел заказы на 136 лайнеров от 7 авиакомпаний. Работы ускорялись благодаря тому, что в самолет вносились корректировки по итогам проводившихся параллельно испытаний Boeing 767, взлетевшем годом ранее. При этом, характеристики превосходили расчетные: масса была снижена на 1,6 тонны, а дальность повысили на 370 км. Самолет с двигателями Rolls Royce был сертифицирован в конце 1982 года и передан Eastern Air Lines в декабре (спустя 4 месяца после начала поставок Boeing 767). Самолет с двигателями Pratt & Whitney начал поставляться заказчикам в конце 1984 года.

Описание: Boeing 757 — самый большой узкофюзеляжный лайнер

 

Конструкция


Boeing 757 — двухдвигательный, узкофюзеляжный авиалайнер. Это моноплан с низкорасположенным крылом и двигателями, подвешенными на пилонах, классическим хвостовым оперением и трехопорным шасси.

Стреловидное крыло имеет развитую механизацию, включающую предкрылки на всю длину крыла и двухсекционные закрылки. Крыло обеспечивает оптимальную подъемную силу на крейсерских скоростях около 860 км/ч. В конце 2000-хх крыло стало оснащаться законцовками, так же улучшающими аэродинамику.

Boeing уделял много внимания снижению массы в сравнении с аналогами. В конструкции планера используются композиционные элементы и улучшенные алюминиевые сплавы, благодаря которым масса снижена, примерно, на 1 тонну.

Шасси трехопорное. Основаная опора шасси имеет две стойки по 4 колеса на каждой. Учитывая проблемы с модернизациями слишком низких Boeing 737, фирма изначально сделала стойки шасси 757-ого более высокими. Так же, Boeing 757 стал первым серийным коммерческим авиалайнером, изначально оснащенным углеродными тормозами. Учитывая, что самолет расчитан на работу с коротких ВПП, самолет так же оснащается средствами защиты на случай касания хвостом полосы при резком взлете.

Boeing 757 значительно унифицирован с Boeing 767. У них очень близкая по схеме авионика и электросистема, а так же гидросистема и кабина пилотов, почти одинаковые ВСУ. Это позволяет экипажам и службам технического обеспечения с минимальными затратами работать на обоих лайнерах.

Кабина пилотов Boeing 757 оснащена шестью ЭЛД-дисплеями и всеми необходимыми системами управления. Это позволило отказаться от бортинженера, оставив в кабине двоих пилотов. Учитывая, что модели 757 и 767 имеют очень близкие кабины, носовую часть меньшей модели пришлось изменить, что сделало ее отличной от других узкофюзеляжных самолетов Boeing.

Интерьер имеет классическую для узкофюзеляжных лайнеров Boeing конфигурацию — шесть кресел в ряд — 3+3. Вместимость багажных полок под потолком была увеличена почти вдвое в сравнении с полками Boeing 727. Большая часть внутренних конструкций выполнена из пластиковых панелей с сотовым наполнением, что позволило снизить их массу. В 1998 году, с созданием версии 757-300, салон был модернизирован по аналогии с салонами Boeing 737NG и Boeing 777.

 

Модификации


У Boeing 757 имеется несколько основных модификаций:

757-200 — базовая и самая распространенная. Из 1050 самолетов 913 — версии -200. На его базе были созданы два грузовых самолета 757-200PF и модернизированный 757-200SF, а так же конвертируемый -200М. Версия 757-300 имела удлиненный фюзеляж и была только пассажирской. У ряда авиакомпаний наименования версий прописываются не в стандартной форме -200 или -300, а описываются заменой крайнего индекса: 757-200 это 752, а 757-300 это 753. Такие индексы пришли из классификации ICAO — там эти модели прописаны, как B752 и B753.

Помимо основных версий имеется несколько специальных для правительственных, военных и корпоративных нужд.

С-32 — VIP-версия, созданная на базе Boeing 757-200 для ВВС США. C-32A предназначен для перевозки высших должностных лиц США, преимущественно, для вице-президента. Часто упоминается под наименованием «Борт №2» (Air Force Two). Оснащается рядом специальных систем, аналогичным Борту №1, а так же салоном для VIP перевозок. Помимо четырех Бортов №2, ВВС имеет в своем распоряжении два C-32B с салоном на 45 человек, используемом Госдепартаментом США. Внешне самолеты отличаются ливреями. C-32A имеет окрас президентских самолетов (бело-голубой), в то время, как C-32B — белый с минимальными внешними отметками.

RNZAF 757 Combi — конвертируемый грузо-пассажирский самолет, созданный для Королевских ВВС Новой Зеландии (Royal New Zealand Air Force — RNZAF). Два таких самолета используются для перевозки людей, грузов, VIP и военных перевозок.

757 VIP — различные версии для перевозки VIP персон разных стран (кроме США). Используется в Аргентине, Мексике, Брунее, Казахстане и Саудовской Аравии. В период с 2005 по 2011 год один такой борт использовался сооснователем Microsoft Полом Алленом. Так же, Boeing 757 VIP использовался в качестве личного борта Дональдом Трампом и нес собственное название Trump One.

Помимо правительственных версий имеется множество специальных модификаций, используемых различными организациями, в том числе NASA, для проведения исследований и испытания различных аэрокосмических систем.

 

Эксплуатация


Коммерческие полеты первых бортов Eastern Air Lines были начаты в начале 1983 года. Вскоре, летать начали лайнеры British Airways, соединившие Лондон и Белфаст и заменившие самолеты Trident. Все эксплуатанты быстро представили значительно лучшие показатели самолета в сравнении с предшественниками: на рейсах средней дистанции Boeing 757 обходился на 42% дешевле в расчете на одно кресло, чем Boeing 707.

Тем не менее, не смотря на отличные характеристики, падение цен на нефть в 1980-хх и упрощение законодательства для малых авиалайнеров снижали конкурентоспособность модели. Менее эффективные и вместительные самолеты типа Boeing 737 и MD-80 были так же намного дешевле.

В 1987 году был создан грузовой вариант 757-200PF, а в 1987 конвертируемая версия 757-200M. Эти модификации пользовались спросом грузоперевозчиков и поддержали производство. В конце 1980-хх ужесточение норм шумового загрязнения заставило авиакомпании менять старые самолеты на новые, что подстегнуло спрос. В 1988-89 годах авиакомпании заказали 322 самолета разных моделей. Boeing 757 активно заменял модели 707 и 727, а так же DC-8 на внутренних рейсах США. К началу 1990-хх Delta Air Lines и American Airlines имели парки с более, чем сотней лайнеров Boeing 757 у каждой.

В 1986 году FAA расширил возможности Boeing 757, предоставив ему сертификат ETOPS, позволивший летать над Северной Атлантикой. Ранее, лайнер не имел права уходить слишком далеко от возможных запасных аэродромов, а теперь он мог выйти на самую оживленную воздушную трассу в мире между США и Европой.

В Европе самолет так же пользовался успехом. British Airways, Iberia и Icelandair активно использовали эту модель, хотя Lufthansa 757-ой не закупала, решив, что в ее парке он не вписывается. Другие авиакомпании довольно активно использовали или арендовали лайнеры для чартерных перевозок, особенно, в периоды праздников.

Азию самолет завоевывал с трудом. Japan Airlines лайнером не впечатлились, а Singapore Airlines заказали четыре самолета, но позже отказались в пользу расширения парка Airbus A310. В конце 1980-хх Boeing 757 вышел на китайский рынок и был там довольно популярен.

В начале 1990-хх Boeing 757 достиг пика объема производства, близкого к 100 машинам в год. Только к тому времени фирма занялась созданием его более глубоких модификаций, в частности, версии с удлиненным фюзеляжем. В первую очередь в этом были заинтересованы европейские чартерные перевозчики, которым нужен был более вместительный лайнер, но сохраняющий преимущества 757-ого. Кроме того, Boeing определил серьезную потенциальную конкуренцию со стороны Airbus, который в то время создавал лайнер A321 — удлиненную версию A320.

В 1996 году на авиашоу Фарнборо Boeing анонсировал модификацию 757-300 с удлиненным на 7,13 метров фюзеляжем и вмещающим на 50 пассажиров больше. Самолет так же получил новые двигатели, улучшенную авионику и пассажирский салон. Самолет выкатили в 1998 году, а в 1999 первые лайнеры были переданы авиакомпании Condor. Тем не менее, успеха модель не снискала. Ставка на то, что американские авиакомпании заменят им устаревавшие Boeing 767-200 не оправдались. Было поставлено всего 55 единиц. К началу XXI века поставки значительно упали.

В начале 2000-хх рынок авиаперевозок пережил кризис и спрос на лайнеры снизился. Кроме того, многие авиакомпании стали тяготеть к небольшим самолетам типа Boeing 737 и Airbus A320, так как эти машины были более гибкими в эксплуатации. Большое же количество довольно молодых  Boeing 757 почти полностью закрывали их потребности.

Boeing инициировал проект 757-200X с дальностью полета до 9260 км, но достаточного спроса на эту модель найти не удалось. В 2001 году Boeing начал поставлять обновленный грузовой Boeing 757-200SF для DHL Aviation.

Спрос продолжа падать. Масштабная маркетинговая программа, предпринятая в 2003 году принесла заказы всего на 5 самолетов. Наконец, когда в том же году Continental Airlines — крупнейший потенциальный заказчик, заявила о заказе большой партии Boeing 737-800, судьба лайнера была решена — Boeing заявил о завершении производства. Крайний, 1050-ый Boeing 757 покинул завод в Рентоне в 2005 году. Производственная линия была демонтирована в пользу расширения выпуска Boeing 737.

Большая часть произведенных самолетов продолжает эксплуатироваться, преимущественно, в США. Самолет оказался популярен, когда цены на топливо возросли. С 2009 года многие самолеты получили винглеты, улучшившие летные характеристики (дальность выросла на 370 км).

Boeing 757 никогда не имел прямых конкурентов на международном рынке. Фактически, единственным его аналогом по вместимости можно считать российский Ту-204, но он не производится в нужных количествах и поставляется, преимущественно, госструктурам РФ. До сих пор, авиакомпании, заменяя 757-ой на новые машины, вынуждены выбирать либо самые крупные версии Boeing 737 либо самые маленькие версии Boeing 787. При этом, первые все равно слишком маленькие, а вторые слишком большие.

В 2015 году в Boeing рассматривался проект ремоторизации существующего парка лайнеров, но он был признан экономически нецелесообразным. По результатам различных исследований, в ближайшие годы рынок лайнеров, стоящих по вместимости между Boeing 737 и Boeing 787 вырастет до достаточного уровня, что бы производители заполнили его новыми моделями. На данный момент, в Boeing ведется работа по проекту NMA (New Midsize Airplane), который претендует на эту роль. Авиалайнер, вероятно, появится в середине-конце 2020-хх.


 

Аварии и катастрофы


На 2017 год Boeing 757 был участником 29 авиационных инцидентов, 7 из которых приводили к разрушению самолета и гибели людей.

Несколько раз лайнер оказывался в центре весьма драматических событий. В результате 7 авиакатастроф и 11 попыток угона погибло 574 человека.

Первым таким инцидентом была катастрофа в аэропорту Гуанчжоу, когда захваченный Boeing 737 при попытке посадки столкнулся с Boeing 757. Погибло 46 человек. Два лайнера Boeing 757-200 были угнаны террористами 11 сентября 2001 года. Первый протаранил Пентагон, а второй разбился при попытке пассажиров отбить самолет. Экипажи и пассажиры обоих лайнеров погибли. Так же, среди наиболее известных авиакатастроф можно отметить столкновение грузового Boeing 757 с пассажирским Ту-154 над Боденским озером. Экипажи и пассажиры обоих самолетов погибли.

Единственным инцидентом с технической проблемой было частичное разрушение секции фюзеляжа (60 см) на самолете American Airlines в 2010 году. Самолет совершил вынужденную посадку, никто не пострадал. В результате инцидента FAA проинспектировал все самолеты этой модели — подобные случаи не повторялись.


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Airbus A330neo
Тип магистральный пассажирский самолет
Модификция 757-200 757-300
Силовая установка Pratt & Whitney PW200037/40/43
Тяга двигателей 2 X 16,6 — 19,68 тс
Максимальное число пассажиров 239 максимум
228 (1 класс)
200 (2 класса)
295 максимум
280 (1 класс)
243 (2 класса)
Практический потолок 13 000 м
Дальность полета 7 250 км 6 295 км
Максимальная взлетная масса 115,66 т 123,83 т
Крейсерская скорость 854 км/ч
Размах крыла 38 м
Длина 47,3 м 54,4 м
Высота 13,6 м

НОВОСТИ