Туполев Ту-154



Туполев Ту-154


Галерея Ту-154

Разработчик ОКБ Туполева
Первый полет  1968
Единиц произведено (1968-2013)  1026

 

Ту-154 — реактивный пассажирский лайнер линий средней протяженности, разработанный в СССР в 1960-х годах. Самый массовый советский пассажирский самолет, являвшийся основной рабочей лошадкой гражданских перевозок вплоть до конца первой декады XXI века.

 

История Ту-154


Очевидность морального устаревания самолетов Ту-104, Ан-10 и Ил-18, особенно, на фоне появления новых лайнеров у иностранных государств дало толчок началу разработки нового самолета для перевозок средней протяженности. Разработка лайнера началась в ОКБ Туполева в 1963 году.

В 1968 году прототип совершил первый полет, а год спустя был продемонстрирован на авиасалоне Ле-Бурже. В 1970 году в Куйбышеве (ныне Самара), на авиационном заводе №18 (ныне Авиакор) началось серийное производство. Перевозки начали осуществляться с 1971 года.

Начальная эксплуатация показала, что самолет требует дальнейшей модернизации, поэтому уже через два года была готова к производству модификация Ту-154А.

В период с 1975 по 1981 годы самолет прошел еще одну волну модернизаций. Изменения коснулись планера, крыла, бортового оборудования, вместимости кабины. Новая модификация получила наименование Ту-154Б.

В 1984 году в серийное производство поступила модицикация Ту-154М. На этой машине впервые были установлены более экономичные двигатели Д-30.

В период с 1970 по 1998 годы построено 918 самолетов семейства. С середины 2000-х годов авиакомпании начали постепенный вывод Ту-154, не способный конкурировать с более экономичными самолетами производства Boeing 737 и Airbus A320 (расход топлива у Д-30 был почти вдвое больше, чем у основного двигателя западных машин — CFM56).

19 февраля 2013 года серийный выпуск Ту-154 был прекращен — завод «Авиакор» официально передал последний самолет министерству обороны РФ.

 

Конструкция Ту-154


Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Три двигателя расположены в задней части фюзеляжа: два на пилонах и один внутри фюзеляжа с выведенным наверх S-образным воздуховодом. Подобная схема, весьма популярная в то время в авиации обеспечивала значительное повышение комфорта и снижение шумности внутри салона, но и не была лишена главной болезни схемы — затенения двигателей крылом при высоких углах атаки, что увеличивало риск резкой потери тяги и попадания в штопор.

Шасси самолета трехстоечное. Крыло кессонной конструкции, оснащено всеми основными элементами механизации: предкрылками, закрылками, интерцепторами и элеронами. В задней части фюзеляжа так же расположена ВСУ для обеспечения энергоснабжения при остановленных двигателях.


Видео Ту-154 : посадка Ту-154М авиакомпании Якутия в аэропорту Внуково при сильном боковом ветре.

 

Модификации Ту-154


 Ту-154

Первое поколение Ту-154, выпускавшееся в период 1968-1969 годы. Оснащался двигателями НК-8-2. Пассажирская кабина вмещала 164 человека. Было изготовлено 49 единиц.

Ту-154А

На модификации Ту-154А в центроплане были установлены дополнительные топливные баки, добавлены аварийные выходы. Были модернизированы двигатели. Кроме того, улучшены аэродинамические свойства крыла, взлетная масса возросла до 94 тонн. Всего было изготовлено 63 самолета.

Ту-154Б

В 1975 году поступила в производство версия с усиленной конструкцией крыла — Ту-154Б. В фюзеляже самолета был установлен дополнительный топливный бак, так же добавлены аварийные выходы в хвосте. Взлетная масса составила 98 тонн. Всего было изготовлено 105 единиц. Позже появились версии Б-1 и Б-2.

Ту-154М

Глубокая модернизация Ту-154Б-2. Коммерческая эксплуатация началась в 1984 году. На Ту-154М были установлены более экономичные двигатели Д-30. Вкупе с усовершенствованием аэродинамических свойств крыла и фюзеляжа это давало значительное повышение топливной эффективности и позволило увеличить дальность полетов. Максимальный взлетный вес возрос до 104 тонны. Именно эта модификация, в итоге, производилась до 2012 года.

Схема салона Ту-154



Характеристики самолетов ТУ-154 (версия М)

Тип среднемагистральный пассажирский самолет
Силовая установка три двухконтурных ТРД Д-20КУ-154 по 11000 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 180 человек
Практический потолок 12 100 м
Дальность полета 3 500 км
Максимальная взлетная масса 104 т
Крейсерская скорость 900 км/ч
Размах крыла 37,55 м
Площадь крыла 202 кв. м
Длина 47,9 м
Высота 11,4 м