Туполев Ту-204

Туполев Ту-204


Галерея Ту-204

Разработчик ОКБ Туполева
Первый полет  1989
Единиц произведено (на 2013 год)  76
Стоимость единицы (2007 год)  $35 млн

 

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский реактивный самолет, разработанный в конце 1980-х годов в ОКБ Туполева для замены устаревшего Ту-154.

Семейство производится в различных модификациях: пассажирские, грузовые, специальные и VIP-версии. Самолеты отвечают всем современным требованиям шумности, эмиссии и безопасности, что позволяет эксплуатировать их без ограничений по всему миру.

 

История Ту-204


Спустя 2 года после начала эксплуатации Ту-154, в 1973 году в ОКБ Туполева началась проработка его будущей замены. Первыми выдвигались предложения дальнейшей глубокой модернизации Ту-154. Так же рассматривалось множество различных новых схем и компоновок. В итоге, выбор на вариант трехдвигательного (1 в хвосте и 2 под крылом на пилонах) широкофюзеляжного самолета с обозначением Ту-204.

В 1981 году постановлением правительства был утвержден проект с тремя двигателями. Однако в процессе разработки от хвостового двигателя было решено отказаться. Проект был переработан и обрел актуальный образ самолета.

Под проект Ту-204, параллельно с проектом Ил-96 был открыт конкурс на создание унифицированного двигателя, который планировалось установить на оба самолета. Победителем стал двигатель бюро П.А. Соловьева Д-90 (позже ставший двигателем ПС-90А).

В процессе разработки активно применялись новые методы проектирования, в том числе, на компьютерах. При подборе оптимальной аэродинамической компоновки в аэродинамических трубах проверялись десятки макетов. Так же, с целью снижения массы и увеличения прочностных характеристик на Ту-204 начали применять композиционные материалы – их доля в массе самолета составила порядка 14%.

К моменту окончания проектирования самолёт решили серийно строить на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (УАПК) им. Д. Ф. Устинова (ныне ЗАО «Авиастар-СП»). Первый борт был построен в Москве совместно опытным производством АНТК им. А. Н. Туполева и УАПК.

 

Испытания Ту-204


Для проведения ресурсных испытаний было изготовлено 2 прототипа. Одновременно, на множестве стендов отрабатывались бортовые системы.

Первый полет был осуществлен 2 января 1989 года на аэродроме Раменское. Освоение серийного производства в Ульяновске началось еще за 2 года до этого, поэтому в дальнейших летных испытаниях помимо прототипов участвовали три предсерийных борта.

По результатам испытаний в конструкцию самолёта внесён ряд доработок и усовершенствований технологии производства. Большое внимание уделено отработке новых цифровых систем самолёта. В частности, было разработано 23 варианта автоматической бортовой системы штурвального управления, каждый из которых требовал не только тщательной проверки на надёжность, но и лётных испытаний. На все это уходило время, одновременно с экономическими трудностями в стране начало снижаться финансирование программы, что растянуло сроки испытаний и получение сертификата типа на самолёт.

Полное прекращение бюджетного финансирования в начале 1990-х годов практически остановило сертификационные испытания, а самолёту ещё предстояли эксплуатационные испытания как неотъемлемая часть общего объёма испытанийдо передачи его авиакомпаниям. Пришлось пойти на неординарные шаги, в том числе, были организованы грузовые коммерческие перевозки на самолетах параллельно с проводимыми на них испытаниями, что позволяло обеспечивать хотя бы минимальный объем финансов. В итоге, в 1994 году Ту-204 получил сертификат типа.

 

Конструкция Ту-204


Самолёты семейства Ту-204 представляют собой свободнонесущие монопланы нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбореактивными двигателями, установленными на пилонах под крылом. На концах крыла устанавливаются винглеты.

Механизация крыла состоит из предкрылков вдоль всей передней кромки и двухщелевых закрылков. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД ПС-90А или RB211-535E4 (модификации Ту-204-120).

Видео Ту-204 : Разбег и взлет лайнера авиакомпании Бизнес Аэро АОН из аэропорта Внуково

 

Эксплуатация Ту-204


23 февраля 1996 года Ту-204 совершил первый коммерческий рейс авиакомпании «Внуковcкие авиалинии» из Москвы в Минеральные Воды.

Самолет должен был на всех линиях заменить Ту-154, но резкое падение объемов финансирования авиапрома, практически, остановило процесс поддержки и доработок самолетов, а так же снизило скорость производства. В итоге, небольшое количество самолетов у авиакомпаний, дороговизна запчастей и технического обслуживания, длительные простои и «детские» болезни сделали Ту-204 неконкурентоспособным в сравнении с большим количеством импортируемых подержаных иностранных лайнеров (в первую очередь Airbus 320 и Boeing 737, которые были зачастую дешевле и экономичнее в эксплуатации).

В период 2000-х годов производилось порядка 10 самолетов ежегодно, в основном, для государственных структур (в первую очередь из-за того, что президентский отряд и спецслужбы предпочитают отечественную технику благодаря ее технической «прозрачности»).

С начала серийного производства (1990) было изготовлено 75 самолётов различных модификаций. На февраль 2013 года в эксплуатации находилось 50 самолётов семейства Ту-204.

 

 Схема салона Ту-204



Характеристики самолетов ТУ-204 (версия 100)

Тип среднемагистральный пассажирский самолет
Силовая установка два ТРДД ПС-90А по 16000 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 210 человек
Практический потолок 12 100 м
Дальность полета 6 810 км
Максимальная взлетная масса 103 т
Крейсерская скорость 850 км/ч
Размах крыла 41,8 м
Площадь крыла 184,17 кв. м
Длина 46,14 м
Высота 13,88 м

 

НОВОСТИ