Ильюшин Ил-86

Ильюшин Ил-86


Галерея Ил-86

Разработчик  ОКБ Ильюшина
Первый полет  1976
Единиц произведено (1976-1997)  106

 

Ильюшин Ил-86 — широкофюзеляжный пассажирский самолет для линий средней протяженности, разработанный в КБ им. Ильюшина в 1970-хх. Первый широкофюзеляжный советский авиалайнер. Всего выпущено 106 единиц.

 

История


1960-ые годы в истории мирового транспорта можно отметить, как десятилетие взрывного роста авиаперевозок. Создание новых, быстрых авиалайнеров, развитие воздушных сетей и активное распространение путешествий по воздуху среди населения стали не только символом прогресса, но и серьезной проблемой. В какой-то момент разнообразных авиалайнеров в небе стало настолько много, что их сопровождение в воздухе, обеспечение безопасных взлетов и посадок, а так же обслуживание в аэропортах неимоверно усложнилось. Такая перегруженность инфраструктуры оборачивалась не только неудобствами для пассажиров, но и ростом риска катастроф.

Роста количества пассажиров остановить было нельзя, единственным способом уменьшить количество самих самолетов это увеличить их вместимость. Кроме того, увеличение количества пассажиров позволило бы снизить удельные расходы, что делало новые самолеты довольно привлекательными для заказчиков.

Первыми данным вопросом занялись авиапроизводители из США — перегруженность их аэропортов, особенно, являвшихся узлами трансатлантических трасс становилась критической. Итогом активной разработки в 1968-69 годах стали совершенно новые и огромные на тот момент авиалайнеры McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar и Boeing 747.

Проблема перегруженность аэропортов не обошла стороной и СССР. Естесственно, советские представители транспортных организаций пришли к тому же выводу, что и их иностранные коллеги — увеличение вместимости самолетов. К 1967 году Аэрофлот представил материалы по своим потребностям в новом самолете и было принято решение о начале разработки.

Первоначально, ОКБ Ильюшина рассматривало возможность создания увеличенной модификации своего тогдашнего флагмана — Ил-62. Предполагалось, что удлинение фюзеляжа на 6,8 метра позволит разместить в нем до 250 пассажиров. Однако, потребность превышала 250 мест, а дальнейшее увеличение узкофюзеляжного Ил-62 ухудшало его характеристики и комфорт.

Анализ перспектив развития авиаперевозок привел к следующим выводам по будущему самолету:

  • дальность от 3,6 до 5,8 тысяч километров в зависимости от загрузки
  • пассажировместимость до 350 человек
  • крейсерская скорость около 900 км/ч
  • длина разбега/пробега чуть менее 3 километров

Кроме того, Аэрофлот представил еще несколько особых требований, среди которых: минимизация требований самолета к наземной ифраструктуре, наличие собственных выдвижных трапов, малая удельная нагрузка на покрытие ВПП.

Стало ясно, что нужно создавать совершенно новый — первый для СССР широкофюзеляжный самолет.

Не смотря на огромное количество новшеств, самолет создавался высокими темпами. Первый опытный образец Ил-86 совершил испытательный полет 22 декабря 1976 года. Летом 1977 года он был впервые публично представлен на Парижском авиасалоне в Ле Бурже. Сертификат типа лайнер получил в конце 1980 года и спустя несколько дней совершил первый рейс по маршруту Москва — Ташкент.

Самолет серийно выпускался в период с 1976 по 1997 годы. К концу 1980-хх в рамках глубокой модернизации и ремоторизации был создан лайнер Ил-96, который должен был прийти на смену Ил-86.

 

Конструкция


Конструкционно, Ил-86 является классическим, по современным меркам, широкофюзеляжным авиалайнером с низкорасположенным крылом малой стреловидности и четырьмя двигателями, подвешенными на пилонах под крылом. На момент создания Ил-86 был первым в истории СССР широкофюзеляжным пассажирским самолетом.

При проработке общего вида конструкции самолета было решено создать большой пассажирский салон с 9 креслами в ряд и двумя проходами. Диаметр фюзеляжа при этом достиг 6,08 метров.

Одной из особенностей Ил-86 была разработанная совместно с Аэрофлотом концепция «багаж при себе». Одной из проблем, которую должен был решить самолет была возможность эффективной работы в аэропортах с низким уровнем технического оснащения аэровокзалов. Идея концепции была в том, что пассажиры могли не сдавать багаж в аэропорту, а принести его с собой в самолет и оставить на специальных стеллажах, расположенных на нижней палубе. С учетом этого, потребность в большом количества полок ручной клади в салоне отпадала и конструкторы отказались от них над средними рядами в пользу широкого потолка, значительно увеличивающего визуальный простор салона.

Так же объем пассажирского салона был увеличен за счет размещения основного кухонного оборудования в помещениях на нижней палубе.

Возможность посадки и высадки пассажиров без аэропортового оборудования обеспечивается тремя выдвижными трапами. Они разработаны так, что бы пассажиры могли подняться на нижнюю палубу, оставить там свой багаж, а затем уже подняться на верхнюю палубу в салон для рассадки.

Все эти меры позволили довольно быстро вывести Ил-86 на линии без потребности в значительной модернизации аэропортов, закупки дополнительного оборудования и систем распределения багажа. К примеру, создание Boeing 747, в свое время, привело к необходимости серьезной модернизации инфраструктуры — многие старые аэропорты были не в состоянии эффективно его обслуживать.

Еще одним вызовом для конструкторов стали характеристики аэродромного покрытия. Необходимо было сделать так, что бы Ил-86, при максимальной взлетной массе около 200 тонн мог работать с ВПП, рассчитанных на куда меньшую нагрузку. Для решения этой задачи основную опору шасси сделали трехстоечной, что позволило распределить нагрузку на большую площадь покрытия. Например, близкие по массам DC-10 и L-1011 имеют две стойки основной опоры шасси.

Силовая установка лайнера Ил-86 — четыре турбореактивных двигателя НК-86 тягой до 13 тс каждый. Эти моторы были развитием двигателей НК-8, активно использовавшихся на авиалайнерах Ил-62 и Ту-154.

Ил-86 оснащался четырьмя гидросистемами, обеспечивающими дублирование основных систем высокую надежность в полете.

Экипаж чаще всего состоял из трех человек: командира, второго пилота и бортинженера.

 

 Модификации


  • Ил-86 — базовая и единственная серийно выпускавшаяся версия.
  • Ил-86В — проект среднемагистрального самолета большой вместимости (450 пассажиров на 3600-4000 км)
  • Ил-86Д — проект дальнемагистрального лайнера. На его базе был создан Ил-96
  • Ил-80/87 — воздушный командный пункт. Не имеет большей части иллюминаторов, оснащается системой дозаправки в воздухе и дополнительным оборудованием для осуществления особых задач. Построено 4 самолета.

Ил-86 — первый советский широкофюзеляжный лайнер. Видео канала Skyships

 

Эксплуатация


До распада СССР единственным эксплуатантом Ил-86 была авиакомпания Аэрофлот. В 1990-хх годах самолеты оказались в собственности бывших авиаотрядов монополии. Самолеты активно использовались на загруженных линиях и в чартерных перевозках на туристические курорты.

Однако, открывшийся для авиакомпаний международный авиационный рынок дал доступ к покупке других самолетов. А высокие эксплуатационные расходы и шумность двигателей Ил-86 привела к снижению его конкурентоспособности. В конце концов, к концу 2000-хх, большинство самолетов были выведены из парков авиакомпанийю. В 2011 году коммерческие полеты были полностью завершены.

На данный момент Ил-86 в модификации воздушных командных пунктов (ВКП) используются Министерством Обороны РФ (4 самолета).

Схема Ил-86



ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАЛАЙНЕРОВ Ил-86

Тип Широкофюзеляжный среднемагистральный авиалайнер
Силовая установка 4 Х ТРДД НК-86
Тяга двигателей 4 Х 13 тс каждый
Пассажировместимость 234 (3 класса)
315 (2 класса)
350 (1 класс)
Практический потолок 12 000 м
Дальность полета 3800 (максимальная загрузка)
5000 (300 пассажиров)
8200 (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 215 тонн
Крейсерская скорость 950 км/ч
Размах крыла 48,06 м
Площадь крыла 320 кв. м
Длина 59,94 м
Высота 15,81 м

 

НОВОСТИ