Ильюшин Ил-86



Ильюшин Ил-86


Галерея Ил-86

Разработчик  ОКБ Ильюшина
Первый полет  1976
Единиц произведено (1976-1997)  102

 

Ил-86 – советский широкофюзеляжный магистральный пассажирский самолет, спроектированный в КБ им. Ильюшина. Первый массовый советский широкофюзеляжный самолет. Производился с 1980 по 1993 год на заводе ВАСО. Всего выпущено 106 единиц.

 

История Ил-86


В конце 1960-х годов растущий объем авиаперевозок, а так же разработка в США нового широкофюзеляжного лайнера Boeing-747 заставили Аэрофлот выработать требования к новому советскому лайнеру, способному перевозить на большие расстояния 250-300 пассажиров. По постановлению совета министров исполнителем проекта было назначено КБ им. Ильюшина.

Первоначально в КБ было предложено разработать глубокую модификацию самолета Ил-62 с удлиненным фюзеляжем. Так же предлагались варианты двухпалубного самолета, а так же однопалубного самолета с овальным фюзеляжем, в котором две раздельные пассажирские кабины располагались бы рядом. Все эти варианты были, в итоге, отклонены – было решено разработать самолет классической однопалубной схемы, но с увеличенным сечением фюзеляжа, позволяющим размещать 9 кресел с двумя проходами,  а так же размещать груз на нижней палубе для реализации методики «багаж при себе».

Уже в 1976 году прототип совершил свой первый полет под управлением экипажа Э.И. Кузнецова. Год спустя самолет впервые представили на авиасалоне в Ле-Бурже. В 1980 году, после завершения сертификационных и заводских испытаний первый серийный Ил-86 совершил коммерческий рейс Москва – Ташкент.

В 1980-х исследовались проекты самолётов модификаций «В» и «Д», на которых предполагалось использовать английские двигатели ТРДД Роллс-Ройс RB211-22В тягой по 19 000 кгс. Самолёт Ил-86Д предназначался для перевозки 330 пассажиров на расстояния более 9 000 км. Этот самолёт послужил основой для дальнемагистрального самолёта Ил-96-300. Во второй половине 1990-х изучалась возможность установки на самолёт высокоэкономичных двигателей ТРДД CFM56-5C-2 (4 × 14160 кгс), которые позволили бы увеличить дальность полёта с 350 пассажирами до 6 400 км. Но КБ Ильюшина из практических соображений не стало доводить до конца ремоторизацию самолета. В итоге в массовую серию не пошёл ни Ил-96, ни ремоторизованный Ил-86, а эту нишу заняли бывшие в употреблении Boeing 767, Boeing 747, а так же Airbus A310.

 

Конструкция Ил-86


Ил-86 – низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Четыре ТРДД НК-86 – модернизированные для самолета базовые двигатели НК-8, устанавливавшиеся на Ил-62 и Ту-154Б. Именно двигатель, фактически, стал причиной раннего вывода из эксплуатакции. Вполне прогрессивный для своего времени самолет был оснащен уже на тот момент устаревшей силовой установкой с слишком высоким уровнем шума и потреблением топлива. А тот факт, что самолет изначально разрабатывался под узкие в сечении НК-86 сделало невозможным ремоторизацию под более крупные двигатели. Кроме того, для такой массивной машины двигатели оказались слишком слабыми и, из-за плохих взлетных характеристик самолет стал героем шутки о том, что Ил-86 взлетает благодаря кривизне Земли.

 Модификации Ил-86


  • Ил-86 — базовый вариант. Один экземпляр выполнен в специальном варианте для обслуживания президента РФ.
  • Ил-80/87 — воздушный командный пункт для управления в случае крупномасштабной войны. От обычных лайнеров его отличает отсутствие иллюминаторов, система дозаправки в воздухе и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа. Построено 4 экземпляра.
  • Ил-86Д — проект модифицированного, на базе которого был разработан самолёт Ил-96.

 

Видео Ил-86 : Любительская запись руления и взлета лайнера в аэропорту Внуково, 2000 год.

 

Эксплуатация Ил-86


Ил-86 выпускался серийно с 1979 по 1997 годы на авиационном заводе в Воронеже (ВАСО). Всего было построено 106 самолётов всех модификаций. Три самолёта были поставлены на экспорт в Китай. В 1980-х годах многие аэропорты СССР были модернизированы и получили возможность принимать Ил-86.

Единственным гражданским пользователем лайнера в советское время был «Аэрофлот». После распада СССР большое количество самолетов перешло на баланс отдельных авиаотрядов бывшей монополии. В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяжённости, в постсоветское — вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты. Массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа началось с 2001 года. Причиной стали, в том числе, введенные в ЕС ограничения по шуму, что помешало совершать полеты в большинство аэропортов Европы.

Последними регулярными рейсами были рейсы «Атлант-Союза» в 2010 году.

В настоящее время в эксплуатации находится 4 борта в модификации воздушного командного пункта.

С апреля 2011 года Ил-86 на пассажирских рейсах не летает. Большая часть самолетов порезано, часть находится на хранении. 2 борта располагаются в музеях авиации в Киеве и Ульяновске. Предполагается установка 1 самолета в аэропорту Толмачево.

Схема Ил-86



ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАЛАЙНЕРОВ Ил-86

Тип магистральный пассажирский самолет
Силовая установка четыре двухконтурных турбореактивных двигателя НК-86 по 13 000 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 350 человек
Практический потолок 12 000 м
Дальность полета 3800 км
Максимальная взлетная масса 215 т
Крейсерская скорость 950 км/ч
Размах крыла 48,1 м
Площадь крыла 320 кв. м
Длина 59,4 м
Высота 15,8 м