Ильюшин Ил-96



Ильюшин Ил-96


Галерея Ил-96

Разработчик  ОКБ Ильюшина
Первый полет  1988
Единиц произведено (на 2015 год)  28

 

Ил-96 — широкофюзеляжный магистральный пассажирский самолет, спроектированный в КБ им. Ильюшина в конце 1980-х годов. Первый советский/российский дальнемагистральный пассажирский лайнер.

 

История Ил-96


В середине 1970-х рост объемов авиаперевозок потребовал от советского авиастроения создания самолетов, способных перевозить большое количество пассажиров. Если с подобной задачей на средних дистанциях справлялся недавно появившийся Ил-86, то дальние перевозки по-прежнему осуществлялись на устаревшем Ил-62, возможности которого уже не удовлетворяли требованиям времени, особенно после появления в 1969 году намного более комфортных широкофюзеляжных лайнеров Boeing 747.

Как следствие, в КБ им. Ильюшина на базе Ил-86 началась разработка новой машины, способной с той же пассажирской нагрузкой преодолевать расстояния до 9000 км. Разработка получила название Ил-86Д и отличалась от базовой машины крылом увеличенной площади и новыми двигателями НК-56 с тягой 18000 кгс каждый. Но вследствие ряда причин решено было отказаться от двигателя НК-56 в пользу Д-90 с тягой 16000 кгс каждый. Эти двигатели имели меньшую тягу и для сохранения летных характеристик пришлось сократить длину фюзеляжа самолета, площадь крыла и пассажировместимость.

 

Испытания Ил-96


Прототип самолета Ил-96-300 совершил первый полет в 1988 году под управлением экипажа Станислава Близнюкова. Полёт прямо над центральными районами Москвы продолжался 40 минут.

По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолёту вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками.

Видео Ил-96 : Запись с земли разбега и взлета лайнера. Аэропорт Иркутск

 

Конструкция Ил-96


Ил-96 выполнен по схеме цельнометаллического свободнонесущего четырёхмоторного широкофюзеляжного низкоплана со стреловидным крылом и однокилевым вертикальным оперением.

Фюзеляж имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр (равный 6,08 м.), но меньшую — на 5,23 метров — длину из-за уменьшения числа рядов пассажирских кресел. Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек.

На нижней палубе расположены три грузовых отсека.

Крыло значительно отличается от установленного на Ил-86. Отличительными особенностями крыла являются крупные вертикальные законцовки высотой 3,1 м. Крыло обладает сложной механизацией.

Горизонтальное оперение то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счет увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.

Шасси состоит из трёх основных опор, расположенных под центропланом, и передней опоры. Каждая из трёх опор снабжена четырёхколесной тележкой с тормозными колёсами.

Лайнер имеет ряд модификаций:

  • Ил-96-300 – базовая версия лайнера
  • Ил-96-300ПУ – «Пункт Управления» версия самолета для Президентского авиаотряда с увеличенной дальностью полета, оснащенная оборудованием для защиты и системами управления в случае крупномасштабной войны.
  • Ил-96М — это первый российский самолёт, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. Был изготовлен только один, опытный образец. В марте 1993 года фюзеляж опытного самолета был удлинён, двигатели ПС-90 заменены на Pratt&Whitney PW2337  тягой 17 030 кгс, установлена западная авионика. Самолёт совершил первый полёт 6 апреля 1993 года. Неоднократно демонстрировался на всевозможных авиасалонах, на МАКС-2003. В мае 2009 года разрезан.
  • Ил-96-400 – глубокая модернизация базового самолета
  • Ил-96-400Т – грузовой вариант Ил-96-400

 

Эксплуатация Ил-96


Самолет выпускался серийно с 1992 года в Воронеже на заводе ВАСО. С 1988 года построено 23 единицы.

Первый экипаж был собран в 1991 году. В 1992 было выполнено несколько технических рейсов на территории РФ.

С переходом на рыночные отношения основной эксплуатант — Домодедовский авиаотряд был преобразован в самостоятельную авиакомпанию Домодедовские авиалинии, и Ил-96 составляли основу флота этого перевозчика на протяжении всего времени его существования, вплоть до банкротства в 2008 году.

Коммерческая эксплуатация самолёта началась в 1993 году на маршруте Москва-Нью-Йорк. Все летавшие в Аэрофлоте самолёты были собраны в 1991—1995 годах. В обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники Аэрофлот обязался приобрести дополнительную партию, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены.

Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (модификация Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012, RA-96016).

В 2005-2006 годах три единицы были поставлены на Кубу, в том числе один — для обслуживания президента Кубы. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил-96-300 — один пассажирский, другой для VIP-перевозок.

Изначально, самолет представлялся конкурентом американскому Boeing 767, однако, дальнейшая модернизация этого самолета, а так же появления Airbus A330, Boeing 777 и Airbus A380 сделали его неконкурентоспособным. Появление же лайнеров нового поколения Boeing 787 и Airbus A350 окончательно ставят крест на перспективах лайнера, как, собственно, на всех среднеразмерных четырехдвигательных лайнерах. В 2009 году министерство промышленности и торговли приняло решение о снятии самолета с производства.

Как и другие советские самолёты, появившиеся незадолго до распада СССР, массовым он так и не стал.

Схема Ил-96



ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАЛАЙНЕРОВ Ил-96

Тип магистральный пассажирский самолет
Силовая установка четыре двухконтурных турбореактивных двигателя ПС-90А по 16 000 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 300 человек
Практический потолок 12 000 м
Дальность полета 7500 км
Максимальная взлетная масса 216 т
Крейсерская скорость 900 км/ч
Размах крыла 60,1 м
Площадь крыла 350 кв. м
Длина 55,3 м
Высота 17,5 м