Ильюшин Ил-96

Ильюшин Ил-96


Галерея Ил-96

Разработчик  ОКБ Ильюшина
Первый полет  1988
Единиц произведено (на 2017 год)  30

 

Ильюшин Ил-96 — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, разработанный в КБ им. Ильюшина в 1980-хх. Первый в истории авиастроения СССР и России широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер. На базе Ил-96 создан Борт №1 Президента РФ.

 

История


В 1976 году от земли оторвался первый советский широкофюзеляжный пассажирский лайнер Ил-86. Имея вместимость до 350 пассажиров и большое количество специально разработанных решений, он мог перевозить сразу большое количество людей между многими центральными и региональными аэропортами страны. Однако, у этого самолета были и недостатки, главной из которых была дальность: при полной загрузке он летал на 3800 км, а при стандартной, с 300 пассажирами на борту — 5000 км. Поэтому Ил-86 считался самолетом для маршрутов средней протяженности (по нынешним меркам: ближне-среднемагистральный лайнер).

Для дальних же перелетов по-прежнему использовался узкофюзеляжный Ил-62. Он летал на достаточные расстояния но вместимость меньше 200 человек и довольно скромные условия комфорта не отвечали требованиям времени.

Правительство представило свои требования к самолету, который должен был решить эту проблему. Будущая машина должна была летать на скорости 850-900 км/ч на дистанции от 4000-11000 км. Масса нагрузки до 30 тонн, а вместимость, близкая к Ил-86 (300-350 пассажиров). При этом, самолет должен был взлетать и садиться на уже имеющихся ВПП длиной до 3200 метров.

В КБ Ильюшина уже в 1970-хх развернули работу по созданию модификации Ил-86Д (Дальний) — способного летать на расстояния до 9000 км. Изменения предполагались минимальными для экономии средств на разработку. Планировалось увеличить площадь крыла, а так же установить новые, более мощные двигатели НК-56 тягой до 18 тс. Однако, при проработке концепции выяснилось, что применение перспективных материалов, переработка конструкции и использование новейших решений позволят значительно улучшить характеристики самолета. Кроме того, было решено отказаться от использования двигателя НК-56 в пользу ПС-90, который так же должен был ставится на разрабатываемый тогда Ту-204. Сложность заключалась в том, что ПС-90 был более эффективным, но для его установки нужно было, фактически, создавать новое крыло (у Ил-86 крыло и пилоны располагались слишком низко и ПС-90 просто не помещался). Все эти изменения давали большую отдачу, но это значило, что КБ Ильюшина, фактически, должны были создать новый самолет лишь в общем продолжающий конструкцию Ил-86. Было решено поступить именно так.

Работы продолжались в течение многих лет. Первый опытный экземпляр изготавливался в на площадке КБ в Москве. В 1988 году самолет прошел церемонию выкатки, а 27 сентября 1988 года прототип Ил-96-300 совершил свой первый полет. Лайнер совершал множество испытательных полетов, в том числе на большие расстояния. Он получил сертификат летной годности в 1992 году. Активная эксплуатация началась в 1993 году.


 

Конструкция


Ил-96 — классический четырехдвигательный широкофюзеляжный авиалайнер с низкорасположенным крылом малой стреловидности и четырьмя подвешенными под крылом реактивными двигателями. Создан на базе Ил-86 и внешне ему очень близок, однако, имеет множетство отличий, делающих его, практически, новым самолетом.

Ил-96 — широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер

 

Крыло и оперение

Самолет получил полностью новое крыло большого удлинения с более совершенной аэродинамикой и законцовками, устанавливающимися впервые. Габариты крыла так же значительно изменились. Размах вырос на 9,6 метров, площадь выросла с 320 до 350 м2.Стреловидность крыла была снижена с 35 градусов на Ил-86 до 30 градусов на Ил-96. Средняя крейсерская скорость, при этом, снизилась с 950 до 870 км/ч, однако, аэродинамически более совершенный лайнер стал значительно экономичнее.

Горизонтальное оперение Ил-96 — то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счёт увеличения его высоты на 1,5 метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.

Двигатели

Самолет оснащается двигателями ПС-90А. Эти двигатели было решено сделать базовыми для унифицированных силовых установок Ил-96 и Ту-204. Имея тягу до 16 тс, эти двигатели, примерно на 20% экономичнее НК-86, установленных на Ил-86.

Вкупе с экономией по совершенству планера и массе, Ил-96 стал наиболее эффективным лайнером из всех, созданных в КБ Ильюшина. В нише дельнемагистральных самолетов в расчете на пассажиро-километр расход топлива у Ил-96 был вдвое меньше, чем у Ил-62М.

Фюзеляж и салон

Ил-96-300 имеет фюзеляж, конструкционно близкий фюзеляжу Ил-86. Поэтому внешне самолеты кажутся, практически, одинаковыми. Диаметр фюзеляжа остался прежним — 6,08 метра, однако, длина была снижена на 5,23 метра. В конструкцию фюзеляжа внедрены новые решения и материалы, позволившие снизить его массу, увеличить ресурс и аэродинамическое качество.

Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек. Плотная компоновка позволяет вместить 300 пассажиров. Компоновка на 235 мест предусматривает 3 салона. Предполагалась так же промежуточная двухсалонная компоновка на 262 пассажира. Салон имеет буфетные стойки и 8 туалетов.

При создании Ил-96 в КБ отказались от концепции «багаж при себе», а так же от выдвижных трапов. В 1980-хх инфраструктура аэропортов активно развивалась, необходимость в подобных системах уже не была очевидной. А багажные помещения, лестницы для пассажиров с палубы на палубу и выдвижные трапы увеличивали массу самолета и потребляли довольно много внутреннего пространства. Из особенностей Ил-86 на новом лайнере осталось расположенное на нижней палубе кухонное помещение.

Освободившееся пространство нижней палубы использовали по более классической схема. Нижняя палуба имеет 3 грузовых отсека: 2 стандартных отсека для контейнеров и третий для перевозки штучных грузов. Кроме того, увеличенные топливные баки стали вмещать до 150 тонн (114 на Ил-86).

Система управления

На Ил-96 установлен новейший на то время пилотажно-навигационный комплекс, упрощающий управление и позволяющий полностью отказаться от штурмана (на Ил-86 штурман, часто оставался не смотря на то, что технически, было допустимо летать без него). Кабина пилотов оснащена шестью дисплеями на лучевых трубках. Самолет управляется с применением электродистанционной системы управления (ЭДСУ).

Шасси

Шасси Ил-96-300 подверглось минимальной модификации в сравнении с Ил-86. Шасси четырехстоечное с передней поворотной стойкой. Применение трех четырехколесных с стоек основной опоры по-прежденму диктуется необходимостью работы с аэродромов с недостаточно плотным для тяжелых лайнеров покрытием.


 

Модификации


Ильюшинцы учли урок малого модернизационного потенциала Ил-86. При создании Ил-96 в него изначально было внесена возможность довольно сильных конструкционных изменений при минимальных расходах. Благодаря этому, не смотря на малую серийность, лайнер получил множество модификаций.

  • Ил-96-300 — базовый самолет. Единственный серийно выпускаемый и находящийся в эксплуатации самолет.
  • Ил-96-300ПА/ПУ(М1) — специальная модификация, разработанная для перевозки руководителей РФ, в том числе Президента. Самолет имеет увеличенную дальность полета, а так же оснащается рядом специальных систем, позволяющих вести постоянную коммуникацию с гражданскими и военными структурами. Изготовлено 5 самолетов этого типа.
  • Ил-96М — первый самолет, созданный в международной кооперации. Оснащался оборудованием Collins и двигателями Pratt & Whitney PW2337. В 1997 году получил сертификат FAA. В 2009 году был утилизировал.
  • Ил-96Т — грузовая версия Ил-96М. Был изготовлен один прототип. Совершил первый полет в 1997 году. Серийно не выпускался.
  • Ил-96МД — модификация с двумя двигателями Pratt & Whitney PW4082 (от Boeing 777). Не выпускался.
  • Ил-96МК — самолет с четырьмя двигателями НК-92 тягой до 20 тс. Был создан прототип, позже переделанный в Ил-96-400Т.
  • Ил-96-400 — обновленная модификация Ил-96М с установленными двигателями ПС-90А1 тягой 17,4 тс и обновленной авионикой. 2 самолета находятся на хранении и еще 2 находятся в парке СЛО «Россия» и в составе ВКС РФ (модификация Воздушный Пункт Управления).
  • Ил-96-400Т — грузовая модификация Ил-96-400. Находятся на модификации или хранении.
  • Ил-96ВКП — Воздушный Командный Пункт — версия для замены Ил-86ВКП.
  • Ил-96-400Т3 — модификация стратегического топливозаправщика. Имеет дополнительные топливные баки, позволяющие передать до 65 тонн топлива другим самолетам.
  • Ил-96-400М — перспективная модификация, разрабатываемая в АК им. Ильюшина.

 

Эксплуатация


Самолет выпускается с 1992 года на авиазаводе ВАСО в Воронеже. Всего, на 2017 год выпущено 30 самолетов разных модификаций (в основном, Ил-96-300). Из них 12 летают в составе Специального Летного Отряда «Россия» (СЛО) (в том числе, несколько бортов Президента РФ), а так же кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion (в том числе, один борт для Президента Кубы).

В 2016 году Авиационный комплекс им. Ильюшина сообщил о плане создания новой пассажироской модификации лайнера Ил-96-400М. Новый проект получил поддержку со стороны Правительства РФ.

За время эксплуатации с Ил-96 несколько раз случались аварии и происшествия, в том числе, с бортами СЛО Россия. Однако, все эти происшествия не заканчивались авиакатастрофами и не повлекли за собой человеческих жертв.

Схема Ил-96


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Ил-96-300

Тип магистральный пассажирский самолет
Силовая установка 4 Х ПС-90А по 16 тс каждый
Максимальное число пассажиров 237 (3 класса)
263 (2 класса)
300 (1 класс)
Практический потолок 12 000 м
Дальность полета 9 800 (максимальная загрузка)
Максимальная взлетная масса 216 т
Крейсерская скорость 900 км/ч
Размах крыла 60,1 м
Площадь крыла 350 кв. м
Длина 55,3 м
Высота 17,5 м

 

НОВОСТИ