Ильюшин Ил-114
Галерея Ил-114 |
||
Разработчик | ОКБ Ильюшина | |
Первый полет | 1990 | |
Единиц произведено (на 2015 год) | 20 |
Ил-114 — региональный турбовинтовой пассажирский самолет, созданны в ОКБ им. Ильюшина в конце 1980-хх. Выпускался малой серией в 1990-хх. Планируется возобновление серийного производства на мощностях ОАК в начале 2020-хх.
История
Начало 1980-хх годов стало вехой в истории региональных авиаперевозок. Почти одновременно в Европе, Северной и Южной Америках были созданы самолеты нового поколения. Самолеты семейства ATR, Q-series, Fokker 50 были надежны, экономичны и дешевы. Все эти самолеты были турбовинтовыми. Это было характерно: времена, когда все были одержимы реактивными двигателями и гнались за скоростями прошли — скорость на небольших расстояниях не так важна, а надежность и экономичность турбовинтового двигателя давали огромное преимущество в условиях постоянно дорожающего топлива.
В СССР так же было решено создать самолет нового поколения. В условиях огромной страны с большим количеством удаленных населенных и промышленных зон, регинальный самолет был необходим, а летавшие в то время Ан-24 уже не отвечали требованиям времени, а большая часть парка находилась на грани исчерпания ресурса.
Уже в 1982 году в ОКБ Ильюшина начали рассматривать вопрос создания такого самолета. Было решено так же сделать самолет турбовинтовым. Не смотря на то, что бюро в то время активно занималось проектом Ил-96, важность маленького регионального самолета была высока и проекту Ил-114 в 1986 году дали добро.
Ил-114 — региональный самолет. История и перспективы. Видео канала Skyships
Конструкция
Начало 1980-хх годов стало вехой в истории региональных авиаперевозок. Почти одновременно в Европе, Северной и Южной Америках были созданы самолеты нового поколения. Самолеты семейства ATR, Q-series, Fokker 50 были надежны, экономичны и дешевы. Все эти самолеты были турбовинтовыми. Это было характерно: времена, когда все были одержимы реактивными двигателями и гнались за скоростями прошли — скорость на небольших расстояниях не так важна, а надежность и экономичность турбовинтового двигателя давали огромное преимущество в условиях постоянно дорожающего топлива.
В СССР так же было решено создать самолет нового поколения. В условиях огромной страны с большим количеством удаленных населенных и промышленных зон, регинальный самолет был необходим, а летавшие в то время Ан-24 уже не отвечали требованиям времени, а большая часть парка находилась на грани исчерпания ресурса.
Уже в 1982 году в ОКБ Ильюшина начали рассматривать вопрос создания такого самолета. Было решено так же сделать самолет турбовинтовым. Не смотря на то, что бюро в то время активно занималось проектом Ил-96, важность маленького регионального самолета была высока и проекту Ил-114 в 1986 году дали добро.
Было определено, что потребности Аэрофлота в таком самолете достигала больше тысячи машин. Ил-114 должны были начать строить сразу на двух заводах: Ташкентском авиационном производственном предприятии им. Чкалова (ТАПОиЧ) в Узбекистане, а так же на заводе «Знамя труда» (ныне — МАПО им. Дементьева) в Москве.
В отличие от аналогов, Ил-114 изначально создавался как платформа для множества модификаций. Кроме того, он рассчитывался для работы в довольно жестких условиях коротких, грунтовых полос, ледников, как высоких, так и низких температур и так далее.
Первый полет опытный образец Ил-114 совершил в 1990 году. Летные испытания проводились в различных условиях в Ташкенте, Якутске и Арханшельске. Самолет активно показывали на авиасалонах в 1990-хх, однако, потеря интереса со стороны как российских, так и иностранных авиакомпаний (в первую очередь, СНГ) привели к дефициту бюджета проекта и затягиванию испытаний. Сертификацию самолет прошел только к 1997 году.
Производство было налажено на Ташкентском авиазаводе, но объемы выпуска были минимальны. В конце концов, сборка новых машин была свернута после создания около 20 штук.
Перезапуск программы
После событий на Украине, а так же охлаждения политических отношений с Европой и Северной Америкой, в России была инициирована программа импортозамещения. Совместный выпуск самолетов Ан-140, а так же проект локализации выпуска самолетов Bombardier Q-400 сорвались. Было решено модернизировать модель Ил-114 и наладить производство в России.
Площадка для выпуска самолетов пока окончательно не определена. В качестве опытных и предсерийных машин будут собраны самолеты из комплектующих, оставшихся на заводе ТАПОиЧ в Узбекистане. Обновленная же версия будет иметь модернизированную конструкцию, обновленные двигатели и бортовое оборудование.
Предположительно, новые самолеты будут поставляться российским авиакомпаниям и госструктурам, а так же экспортироваться.
В 2017 году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) официально развернули работы по модернизации самолета и силовой установки. Первые самолеты должны появиться в 2019 году, а серийные поставки начнутся в начале 2020-хх.
Конструкция
Ил-114 — двухмоторный турбовинтовой низкоплан с прямым крылом и однокилевым хвостовым оперением.
На крыле установлены два турбовинтовых двигателя ТВ7-117С, разработанных на Заводе им. Климова. На двигателях установлены малошумные шестилопастные винты СВ-34 диаметром 3,6 метра.
Фюзеляж имеет сечение 2,86 метра и вмещает довольно крупный для самолетов такого класса салон, выполненный по схеме «2 кресла — проход — 2 кресла».
Кабина «стеклянная» с интерфейсом из пяти дисплеев. Комплекс глубоко автоматизирован и позволяет летать днем и ночью в том числе в регионах с малоразвитой авиационной инфраструктурой. Управление осуществляют два пилота.
Крыло Ил-114 спроектировано на основе обширных исследовательских и экспериментальных работ, проведенных ОКБ совместно с ЦАГИ. Оно имеет высокий уровень аэродинамического и весового совершенства и оснащено эффективной взлетно-посадочной механизацией, состоящей из выдвижных двухщелевых закрылков.
Модификации
Ил-114Т
К проектированию грузового варианта приступили во второй половине 1994 года. Ил-114Т отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащённой напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Самолет способен перевозить грузы массой до 8 тонн.
Ил-114-100
Другое обозначение — Ил-114РС — вариант с ТВД PW127H Pratt & Whitney Canada мощностью 2750 л.с. каждый. Получил сертификат АР МАК в 1999 году. Установка нового двигателя позволила снизить расход топлива и увеличить дальность. Эксплуатировались авиакомпанией O’zbekiston Havo Yollari.
Ил-114ЛЛ
Летающая лаборатория, изготовленная по заказу Санкт-Петербургского Научно-производственного предприятия «Радар ммс» в 2004 году для испытания производимого оборудования. Широкой публике был показан на МАКС-2005, где совершил ряд демонстрационных полётов.
Ил-114-300
На самолёте установлены два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СМ мощностью 2650 л.с. и обновленными бортовыми системами. Эта модель планируется к возобновлению выпуска.
Схема Ил-114
Тип | региональный пассажирский самолет |
Силовая установка | два турбовинтовых двигателя Климов ТВ7-117 по 2 500 л.с. каждый |
Максимальное число пассажиров | 64 человека или 6,5 т груза |
Практический потолок | 7600 м |
Дальность полета | 4 800 км с 1,5 т груза |
Максимальная взлетная масса | 23,5 т |
Крейсерская скорость | 500 км/ч |
Размах крыла | 30 м |
Площадь крыла | 81,9 кв. м |
Длина | 26,88 м |
Высота | 9,3 м |