Ан-124

Антонов Ан-124 Руслан


Галерея Ан-124

Разработчик  КБ им. Антонова
Первый полет  1982
Единиц произведено  55
Стоимость единицы $300 млн. (при возобновлении проекта)

 

Ан-124 «Руслан» — тяжелый военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. Антонова.

 

История Ан-124


В конце 1960-хх годов продолжающаяся Холодная война спровцировала очередной виток гонки вооружений. Стало очевидно, что для ведения крупномасштабных боевых действий в различных частях света необходима совершенно новая логистика вооруженных сил. Одним из первых символов новой авиатранспортной революции стал советский Ан-22 Антей и США, испытывающие серьезную потребность в большом транспортнике приступили к созданию новейшего и значительно превосходящего аналоги самолета Lockheed C-5 Galaxy, служащий Америке до сих пор. В СССР так же приступили к работе над аналогичным тяжелым транспортником. Итогом этих работ стал Ан-124 Руслан, так же служащий до сих пор.

Изначально, Ан-124 разрабатывался для перевозки тяжелой военной техники, обычного и ядерного оружия, личного состава, а так же крупнотоннажных негабаритных грузов гражданского назначения.

Первый полёт опытный образец самолёта совершил в 1982 году с аэродрома в пригороде Киева. В 1987 году самолет был принят на вооружение ВТА СССР. Всего было построено 56 единиц.

 

Конструкция Ан-124


Самолёт построен по аэродинамической схеме турбореактивного четырёхмоторного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением, оснащён авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич». Имеет две палубы: нижняя палуба — грузовая кабина; верхняя палуба поделена на 3 кабины: экипажа, сменного экипажа и сопровождающих лиц (до 21 человека). Общий объём грузовой кабины составляет 1050м³.

Многостоечное шасси, снабжённое 24 колёсами, позволяет самолету работать с грунтовых взлётно-посадочных полос, а также изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ

Комплекс десантно-транспортного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния систем и оборудования на 1000 точек, две вспомогательные силовые установки с электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность эксплуатации. Особенностью конструкции самолёта является наличие двух грузовых люков в носовой и в хвостовой части фюзеляжа, что облегчает и ускоряет процессы загрузки и выгрузки грузов.

Видео Ан-124 : посадка и взлет в аэропорту Иркутска

 

Модификации Ан-124

  • «Изделие 400» — рабочий шифр самолёта при проектировании и изготовлении
  • Ан-124 — базовая модификация военно-транспортного самолёта
  • Ан-124-100 — коммерческий транспортный самолёт
  • Ан-124-100М — модификация самолёта Ан-124-100 с модернизированным бортовым РЭО и уменьшенным составом экипажа (с 6 до 4 человек)
  • Ан-124-100М-150 — модификация самолёта Ан-124-100 с модернизированным бортовым РЭО и уменьшенным составом экипажа (с 6 до 4 человек) и повышенной нагрузкой до 150 тонн.


 
Уникальные грузы

  • Первым использованием грузового потенциала самолёта в гражданских целях стала доставка в декабре 1985 г. на опытном экземпляре «Руслана» 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Машину перевозили в два рейса.
  • 31 мая 1986 года на «Руслане» из Харькова в Ташкент было отправлено рабочее колесо гидротурбины диаметром 6 м и массой 80 т для Таш-Кумырской ГЭС. Через 20 дней по тому же маршруту перевезли и второе аналогичное колесо.
  • В мае 1992 г. из Эмиратов в Швейцарию на «Руслане» перевезли 52 тонны золота стоимостью 230 миллионов фунтов стерлингов.
  • В 1993 г. Майкл Джексон перевёз в Москву 310 т своих грузов на трёх «Русланах».
  • В январе 2001 г. Ан-124 был использован для транспортирования 109-тонного локомотива из Канады в Ирландию.
  • Ан-124 использовался для возвращения Аксумского обелиска в Эфиопию в апреле 2005 года. Транспортировка была осуществлена в три этапа, во время каждого из них перевозили треть монумента общей массой 160 тонн и длиной 24 метра.
  • Весной 2011 года Ан-124 был использован для доставки в Японию гигантских насосов, произведённых компанией Putzmeister (нем.)русск.. Каждый насос установлен на 26-колёсной автоплатформе и весит более 86 тонн. Насосы использовались для ликвидации аварии на японской АЭС Фукусима-1.
  • 25 июля 2011 года авиакомпания «Волга-Днепр» доставила из Шалона (Франция) в Москву комплексный пилотажный тренажёр для обучения лётного состава на самолёты Sukhoi Superjet 100. Перевозка груза была осуществлена по заказу ЗАО Гражданские самолёты Сухого. Несмотря на то, что общий вес груза составил всего 40 тонн, потребовалось выполнить второй рейс на Ил-76ТД-90ВД, так как негабаритные комплектующие заняли практически полностью грузовые отсеки самолётов.

Интересные факты об Ан-124


  • Самолёт исполнил роль воздушного штаба Густава Грейвза — полковника Тан Зи Муна, в фильме «Умри, но не сейчас». Тот самый лайнер, на борту которого происходит действие последних 30 минут фильма.
  • Самолёт с бортовым номером RA-82072 использовался при съёмках фильма «Ширли-мырли». На тот момент он принадлежал ГТК «Россия».
  • В игре Hitman: Contracts в третьей миссии на Камчатке в аэропорту, откуда агент 47 начинает задание, стоит Ан-124. В конце миссии 47 его угоняет.
  • Самолёт UR-82007 появляется в фильме канала National Geographic Channel — «Чудеса инженерии. Грузовые самолёты.»
  • О самолёте снят фильм на канале Discovery Channel — «Гигантские самолёты».
  • 9 сильнейших атлетов мира сдвинули и переместили на 5 метров самолёт «Руслан» весом 195 тонн. 15 августа на Авиасалоне «Ульяновск-2010».
  • Самолёт использовался в мультфильме «Настоящие охотники за привидениями» для перевозки служебного автомобиля из Нью-Йорка в Париж.
  • Самолёт использовался в фильме «Форсаж 6» в 2013 году.
  • Снят документальный фильм «Руслан, который объединил мир».

Схема Ан-124


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ АН-124

Тип сверхтяжелый военно-транспортный самолет
Силовая установка четыре двухконтурных турбореактивных двигателя Д-18Т по 23 430 кгс каждый
Максимальная грузоподъемность 88 человек или до 150 т груза
Практический потолок 9 500 м
Дальность полета 4 500 км
Максимальная взлетная масса 405 т
Крейсерская скорость 800 км/ч
Размах крыла 73,3 м
Площадь крыла 628,5 кв. м
Длина 69,1 м
Высота 20,78 м

НОВОСТИ